СХЕМА СХОЛАСТОВ
представляющий интенция представление явление представляемый
субъект --------------------> объект <----------------- субъект
hypostasis hypokeimenon
здесь субъект - сущее представляющее и представяемое объектом, в котором усматривается сущность-essentia представленого сущего-ens
СХЕМА ГУССЕРЛЯ
Я
= интенция
Дух -----------> предмет
|идеация |
Душа вещь-феномен
|ощущения |
Тело <---------- природа
явление
тут природа и дух связаны через тело и предметы
СХЕМА ХАЙДЕГГЕРА
интенция
субъект-Dasein <-----------> вещь-феномен
явление
"интенция" - выход-из-себя Dasein навстречу феномену
"явление" - действие феномена на Dasein, его само-показывание себя вот-бытию
"феномен" - "само-себя-в-себе-кажущее" - отличен от Явления как "кажущего-не-себя-а-сущность"
Гуссерль:
«Было бы, конечно, «наивностью» сказать, что человек есть сущее, которое все другое сущее осознало как свой горизонт бытия, или что понимание бытия существует заранее из всего, из себя самого и всего прочего сущего (если, конечно, хотят избежать слова «осознало»). Понимание бытия есть нечто совершенно пустое, пока мы не познаем его как апперцепцию самого себя и апперцепцию другого»[2].
Хайдеггер:
ОПФ
«Интенциональность основана в трансценденции Dasein и возможна единственно на ее основе»
«Для Гуссерля феноменологическая редукция... есть метод возвращения феноменологического взгляда из естественной установки... человека к трансцендентальной жизни сознания и его ноэтико-ноэматических переживаний, в которых объекты конституируются как корреляты сознания. Для нас феноменологическая<126> редукция означает возвращение феноменологического взгляда из определенного в каждый момент схватывания сущего к пониманию бытия (проектированию на способ его несокрытости) этого сущего»
в письме Гуссерлю
«сущее в смысле того, что Вы называете «миром» в своем трансцендентальном конституировании, не может быть прояснено через возвращение к сущему того же самого вида бытия. Но при этом не сказано о том, что составляет место трансцендентального,.. но как раз возникает проблема: каков вид бытия сущего, в котором конституируется «мир»? Это центральная проблема «Бытия и времени», т. е. фундаментальной онтологии Dasein»
замечание
в действительности субъект чаще всего не разделяет вещь и представляющий ее объект, воспринимая их и действуя с ними как с одним целым сквозь представление, но при затруднении объект актуализируется, отделяясь от вещи и становится предметом мысленного, а не физического действия, при этом моторные реакции тормозятся
---------
цитаты из
Виктор Игоревич Молчанов
Время и сознание. Критика феноменологической философии
§ 3. ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ У Э. ГУССЕРЛЯ И М. ХАЙДЕГГЕРА