Ислам. Часть 2/2

Aug 25, 2015 20:28

Оригинал взят у sergeypilipenko в Ислам. Часть 2/2
В 630 году Аравия признает власть Мухаммеда, и в 632 году заканчивается его жизнь. Причем по мусульманским представлениям она заканчивается в Иерусалиме, куда он улетает и откуда он исчезает бесследно, улетает ко Господу. Его могилы не существует.

Свою задачу, поставленную ему свыше или поставленную им самому себе, он выполнил, так как никогда не собирался основывать ничего нового. Кстати, то, что у нас называется по-гречески «ересью» (то есть «выбором»), у них называется «новшеством» (по-арабски). То эквивалент нашего понятия ереси. Самое отвратительное, что может сделать человек, есть новшество. Он не собирался вводить никаких новшеств и твердо полагал восстановить у арабов правильную веру, которая однажды уже была им дана через пророка Ибрагима, то есть Авраама. Это четко прописано в Коране, эта функция была возложена на Мухаммеда Единственным Богом. Аллах дословно и значит «Бог Единственный».

Итак, в 632 году Мухаммед помер. Но вспомним этнологию. Та бешеная энергия, с которой начал распространяться ислам, убедительно показывает нам, что арабы в то время стали новыми арабами, они становились новым этносом. И у них начался пассионарный перегрев - акматическая фаза. И вокруг Мухаммеда собралось большое, избыточное количество пассионариев. Потому тут же начались споры о том, кто дальше будет во главе «уммы» - общины правоверных. Для того подошел бы сын, но сына не было, сыновья Мухаммеда поумирали в детстве. Потому годился только родич. Это сразу привело к большим спорам, вероятно, кровопролитиям. Одни считали, что «халифом», то есть главой правоверных, может быть любой из рода Мухаммеда. Другие считали, что поскольку его любимая, последненькая жена была Фатима, то только ее потомок, только эта линия годится. Потом, правда, появится и третья сила - «мутазилиты», но они уже давно не существуют. Они были самыми энергичными, самыми агрессивными, они считали, что годится вообще любой правоверный мусульманин. Главное, чтобы умма его избрала. Но их все равно уже нету.

Первые считали, что годится кто угодно, но только из рода Пророка. Они прямые предшественники нынешних «суннитов». А вторые - предшественники нынешних «шиитов», точнее, будущих шиитов, поскольку тогда этого слова еще не было. Они считали, что халифом должен быть только ближайший родич. Но суннитская точка зрения возобладала. И все для начала помирились на еще одном тесте Мухаммеда - Абу-Бахре, человеке, судя по всему, добродушном и миролюбивом и совсем не пассионарном. Впрочем, и Абу-Бахру пришлось подавить антимусульманское восстание на севере Аравии. Там было все сложно, там было не только много язычников, там ведь были и местные иудеи, и местные христиане, причем разрозненные общины христиан разных толков - православные, монофизиты, несториане, отчего, видимо, и не была успешной христианизация Аравии. Правил Абу-Бахр два года 632-634 и благополучно помер своей смертью.

И вот тут-то вторым праведным халифом становится Омар. Там звук очень сложный, может быть правильно «Уммар», но обычно в литературе пишут «Омар». Он был совершенно бешеный и тут же начинает завоевания. И за несколько лет он берет Египет, Палестину, Сирию, вторгается в Иран.

Омара убили. Третьим праведным халифом становится Осман, человек более осторожный. Но колесо закрутилось, и арабы стремятся распространить ислам везде. Кстати, «ислам» означает покорность, разумеется, подразумевается покорность Аллаху, никак иначе. Так вот, Осман продолжает завоевания. Османа тоже убили. Тогда, наконец, дождался своей очереди Али. Но через 4 года убили и Али, а затем и его сыновей Хасана и Хусейна. Вот с этого момента и начинается раскол, хотя ислам продолжает двигаться, продолжает завоевывать. Хотя шииты и считают, что с самого начала халифом должен был быть Али, обе ветви, суннитская и шиитская, признают Абу-Бахра и Османа праведными халифами. Для шиитов праведный халифат заканчивается гибелью Али, после гибели Али за ним больше нету праведных халифов.

За первые 30 с небольшим лет после смерти Мухаммеда, примерно 15 лет правления Омара и 10 лет правления Османа, примерно до 650-х годов всех зарезали. Омара зарезал перс зороастриец. Примерно до середины VIII века, за 130 лет эта жуткая, распрямившаяся пружина исламской идеи и арабской пассионарности поглощает всю Северную Африку и далее Испанию до Пиренеев. Почти вся Испания покоряется арабам, которых, как вы знаете, мы называем «маврами». Оно, кстати, и правильно, что их называют маврами, потому что среди испанских мусульман преобладали не арабы, а «берберы», то есть варвары - омусульманенные жители северной Африки, легко и быстро принявшие ислам. Интересно, что причудливым образом то сказалось на развитии папизма в Западной Европе, улучшило шансы папизма. Знаете почему? Потому что единственная кроме Римской поместная церковь Запада притом погибла, прекратила свое существование. Это Карфагенская церковь, которой, в частности, принадлежал Блаженный Августин. Она настолько противостояла Риму, что соборным постановлением посылала папу куда подальше: «Ты нам конечно брат и соепископ, но не суй свой длинный римский нос в наши африканские дела!» Это из постановления поместного Карфагенского собора IV века. Можете взять Книгу Правил, оно там будет. Такой вот интересный побочный эффект.

А на востоке была завоевана Сирия, Месопотамия и почти весь Иран, кроме восточного Ирана - нашей Средней Азии. Но вскоре за тем ислам распространился и на восточный Иран. Еще недавно великая Персидская империя (Ираншахр) была совершенно неспособна сопротивляться, как и сам зороастризм, как будто его функция была исчерпана. Вообще-то в случайности такого рода я не верю. Значит, на то была воля Божья. Зороастрийцы существуют, но то уже полный реликт, причем живут они в основном в Индии. Там их около 400 тысяч, а в Иране тысяч 30 всего, хотя никто их не притесняет, там полный порядок. Иран только ислам оберегает. А так иноверцы имеют полное право жить в Иране. В самый лютый хомейнизм никто не обижал ни зороастрйицев, ни христиан Ирана. Там большая армянская община.

Так удивительно быстро ислам занял вот такое геостратегическое место, притом он занял господствующее положение. До XIV века в Сирии и Палестине христианское население под властью мусульман составляло большинство. Только после неудачных крестовых походов мусульмане начали время от времени резать собственных христиан, и баланс изменился. В Египте их сейчас меньшинство, но очень значительное - каждый седьмой египтянин сейчас христианин, а в Сирии даже каждый пятый сириец. Есть христиане и в Ираке, в бывшей Месопотамии. И там тоже полный порядок, Ирак - светское государство. Там настолько полный порядок, что Тарик Азиз, министр иностранных дел Саддама Хусейна - христианин. Сейчас он уже вице-президент, но сохранил и пост министра иностранных дел.

Что представляет собой ислам в том минимуме, который необходимо знать христианскому просветителю? Лучше конечно знать больше. Во-первых, деление на суннизм и шиизм. Пишут, что сунниты отличаются от шиитов тем, что признают кроме Корана источником вероисповедания также «Сунну», то есть собрание сказаний о жизни Пророка и ближайших его последователей. Если вы такое прочтете, знайте, что это не правда. Дело в том, что у шиитов тоже есть Сунна, просто меньше по объему и несколько другого содержания. У них тоже есть Сунна.

На самом деле, прежде всего они отличаются изначальным положением о праведной власти, о чем я уже говорил. Но есть еще один момент. Шииты признают личный религиозный авторитет. Для шиитов после праведных халифов правило 12 праведных имамов. Последний имам от гонений скрылся, и скрывается до сих пор, и может явиться в любой момент. Это - учение о скрытом имаме. Личный авторитет в шиизме довольно высок, как вообще высок религиозный авторитет ученого мусульманина, имеющего ранг «аятоллы». Такого ранга у суннитов нет. Сунниты же полагают, что авторитетом правоверия обладает только умма целиком, то есть община правоверных. Потому в этом аспекте, в отношении к авторитету, шиизм больше напоминает римское католичество, а суннизм более напоминает православие.

Но с другой стороны, что очень важный момент, у шиитов нам ближе эсхатология. Мы вообще недооцениваем в отношениях с мусульманами, насколько мы можем с ними дружить. Да, наши религиозные системы непримиримы. Но мы, например, можем не считать Мухаммеда лжепророком. Для того просто не надо принимать его как пророка, я много раз об этом говорил. Это версия Сергея Владимировича Соловьева. Вероисповедную формуле ислама мы обычно приводим так: «Нет Бога кроме Единого Бога, и Мухаммед - пророк его». На самом же деле Мухаммед не пророк, а «расул аллах». «Расул» - это вестник, а пророк - «наби». Они, правда, называют его «наби», но в вероисповедной формуле того нету, а есть расул. И я тоже считаю, что это совсем не одно и то же. В отличие от вестника устами пророка глаголет сам Всевышний. Тут мы с мусульманами можем и не спорить.

Но их отношение к Иисусу мы принять не можем. Среди мужских имен в Коране чаще всех встречается Иса (Иисус). А среди женских имен - только Мариам (Мария). Других женских имен там нет. Но как бы они ни почитали Ису, при всем их уважении к Иисусу, мы все равно не можем принять его пророком, ибо мы знаем, что на самом деле он сын Божий и Бог.

Но важнее другое. У нас удивительно близка эсхатология, то есть учение о Конце света. Во-первых, они всё знают про антихриста, который у них называется «даджаль». Это, несомненно, тот же самый персонаж. И подобно христианам они точно знают, что антихрист - это тот самый лжемиссия «машиах», которого ждут современные талмудические иудеи. Но только христиане того стесняются, а мусульмане не стесняются. Неслучайно с мусульманской наивностью, - если разобраться, они действительно полудикие христиане, только с пальмы упавшие, - неслучайно с такой мусульманской прямолинейностью они заложили Золотые ворота Иерусалима, потому что есть предание, что машиах войдет через Золотые ворота. Ах, он через Золотые ворота войдет?! А мы их заделаем кирпичиками! И заделали давно, еще в XVI веке. Знаю, сам стоял у Золотых ворот. Именно потому произошли последние волнения палестинцев, из-за тоннеля, который иудеи начали рыть под Храмовой горой, что могло угрожать падением Храмовой мечети и следовательно открывало дорогу возможности восстановления на прежнем месте Иерусалимского храма. Мусульмане поставили на святом месте мечеть не из-за даджаля, а потому что место святое. Но все же все равно знают, что основным религиозным деянием антихриста должно быть восстановление Иерусалимского храма. Сейчас-то место храма перекрыто.

Кстати, я сильно сомневаюсь, что весь талмудический иудаизм об этом мечтает. Но кто-то точно мечтает, ведь подготовка левитов для нового храма началась, если эти сведения до вас не дошли, не дожидаясь антихриста, на всякий случай.

(Слушатели спросили что-то о Стене плача и ее копии в Москве)

Стена эта ограждала разрушенный Иерусалимский храм. Господь Иисус Христос сказал, что от него камня на камне не останется, и камня на камне не осталось. Иудеи утверждают, что это опорная часть фундамента Иерусалимского храма, но христианские ученые утверждают, что это часть его ограды. От самого храма не осталось ничего.

Я ответил на вопрос о Стене плача в Москве на радио «Радонеж». Я сказал, что мусульмане умнее талмудистов, я не слышал идеи поставить в Москве маленькую Каабу. Так и Стена плача имеет смысл только на своем месте (Махнач смеется), она имеет смысл только в Иерусалиме. Я даже не слышал и не видел, чтобы кто-то приходил к этой дурацкой московской игрушке плакать.

Дальше. У шиитов, в их эсхатологии есть учении о «Махди». У суннитов, правда, тоже есть, но у шиитов особенно ощущается учение о «Махди аль-Мунтазар». «Махди» означает «Ведомый», понятное дело, «Ведомый Всевышним». Это своего рода мусульманский мессия, но на самом деле это не так. На самом деле мусульмане не считают его мессией. Они вообще очень странные люди. Они, между прочим, называют мессией Христа, такое понятие у них есть, но притом почему-то мессией его не признают. Так вот, Махди - это тот, Ведомый Богом, кто должен выйти в последний бой сражаться с даджалем. Некоторые полагают, что Махди аль-Мунтазар будет обязательно из рода Пророка. Потомки Мухаммеда существуют. Я даже с одним виделся. Может быть, он соврал, но вряд ли, он серьезный ученый. Потомки не прямой линии, сыновей же не было, а разные рассеянные потомки, которые расплодились за долгие века. Причем Махди должен это делать в соратничестве с Исой, который явится для того. Махди аль-Мунтазар и Иисус Христос вместе. Но в некоторых представлениях (у мусульман всегда на всё есть несколько версий нееретических) Махди аль-Мунтазар - это сам Иса. А тогда наша эсхатология просто совпадает, совсем совпадает, один в один!

«Пять столпов» мусульманина. Запишите их. Преподавателю надо знать их на зубок, как члены Символа веры. Именно в том порядке, в котором изложу. Мои студенты, когда перечисляют Семь основных таинств по порядку, как изложено в Законе Божьем, тогда называют все, а когда в любом порядке, то обязательно что-нибудь забудут. Так же и с Пятью столпами ислама.

Итак, первое. Мусульмане исповедуют Единственного Бога и Мухаммеда как Его пророка и печать пророков. «Печать пророков» значит последний пророк, больше не будет. То есть, запечатана линия пророков, все пророки закончились.

Второе. Ежедневная пятикратная молитва - «намаз». Это по сути дела их общественное богослужение. В одно и то же время, если возможно, то по часам, не слушая муэдзина. В мечеть можно не ходить, намаз можно совершать, где угодно, главное - молитвенный коврик. Намаз - это не каждая молитва, а только общественная. Индивидуальная молитва у мусульман тоже существует, но она не называется «намаз». Естественно, мусульманин может молиться сам. В некоторых мистических течениях ислама личной молитве придается колоссальное значение, но все равно пятикратная общественная молитва делает мусульманина мусульманином.

Третье. Месячный пост в месяц «Рамадан» (араб.) или «Рамазан» (тур.), в разных языках разные огласовки. Тогда положено 30 дней не есть. Тридцать дней человек не есть не может, потому правоверные едят после захода солнца, ночью. Ибо сказано «дней», а «ночей» не сказано. Начиная с XX века, этим часто пользовались иудеи в конфликтах с мусульманами. Они вечно устраивают ночью пальбу в Рамадан: а мы вам покушать не дадим!

Четвертое. «Зекет» - общественная благотворительность. Это непреложная норма раньше в правильно устроенных обществах приводила к тому, что нищих вообще не было и не могло быть. Община должна содержать. Сейчас далеко не все мусульмане, как и далеко не все христиане, к сожалению, выполняют то, что должны. Но все же благотворительность - это четвертый столп. К сожаленью, должен признать, что хотя нормы ислама гораздо мягче, чем христианские нормы, но выполняют они их лучше. Да, может быть, именно потому, что мягче. Нам, например, велено любить врагов своих, но то очень трудно и того почти никто не исполняет. А мусульманину велено всего лишь не причинять бесполезного зла. И они то исполняют.

И Пятое. «Хадж» - паломничество к святыням Мекки и Медины. Его можно совершить несколько раз в жизни, но хотя бы раз в жизни его должен совершить каждый мусульманин. На самом деле, как вы догадываетесь, далеко не каждый мусульманин совершает хадж. Индонезия далеко, и там много нищего населения. А Советский Союз своих вообще не выпускал. Однако такая норма существует.

Заметьте, что все Пять столпов имеют христианские аналоги. Не один в один, но тем не менее паломничество у нас есть, хотя оно и необязательно; посты у нас есть; исповедание веры изложено у нас в Никео-Константинопольском Символе веры; благотворительность крайне поощряется, хотя не так жестко требуется.

Имеет свой христианский аналог и понятие «джихад». Я часто говорю своим слушателям, что некоторых вещей не могу понять, например, почему советский интеллигент со страхом, смешанным с презрением, относится к довольно близкому нам исламу и увлекается совершенно чуждым и даже непостижимым для нас буддизмом. Считается, что мусульмане полудики и кроме того опасны, потому что у них бывает джихад. Что касается «полудикие», то про мусульманскую поэзию я вам уже сказал. Есть и мусульманская философия и так далее. В нашей многострадальной стране, к сожаленью и к моему глубочайшему стыду, первым всеобщего начального образования достиг именно мусульманский народ, а не господствующие русские. Первыми всеобщего начального образования добились волжские татары (которые «полудикие»). Но, правда, они - самый высококультурный мусульманский народ в Российской империи.

(пропуск в звукозаписи)

В исламе существует запрет на изображение одушевленных существ. Это сразу и навсегда лишило их живописи и скульптуры. Нарушали его, кстати, шииты иранцы. Зороастрийские, домусульманские иранцы в сравнении с действительно полудикими арабами соотносятся примерно как русские с мальгашами Мадагаскара. Я вспомнил советскую шутку времен Хрущева. Когда повсюду началась национально-освободительная борьба, была такая замечательная шутка: «Узнав об объявлении независимости Мадагаскара, его будущий премьер-министр от радости упал с дерева и сломал хвост». Так вот, да, у иранцев была живопись, но только книжная миниатюра. Они нарушали запрет, но только в изумительной фарсистской книжной миниатюре. Она существует. Но это и всё. Ни станковой, ни настенной живописи мусульмане не знают. В XIX веке они начали нарушать запрет на питие вина, как и запрет на живопись, и начали баловаться малеваньем. Но то уже из чужой культуры, уже не свое. Нету ни одного хоть сколько-нибудь заметного художника мусульманского происхождения. Не получается, это не их искусство, как не искусство русских - скульптура. Ну не надо повсюду ставить памятники, что так любит наш «мерин» Лужков. Не надо, мы того не умеем! Вот живописцами мы всегда были. А почему нам не быть живописцами, если у нас многовековая школа иконописания за спиной! Вот это - наше, а то не наше. Да, были крупные русские скульпторы, но они всегда выглядели как нерусские. Федот Шубин в XVIII веке - нормальный «француз». Павел Трубецкой, импрессионист начала XX века, - нормальный итальянский скульптор. А про нынешних и говорить нечего. Крупнейшие из них знамениты только тем, что один отваял Георгия Победоносца, который пошинковал копьем змея и собирается им, видимо, закусить. А второй, мужик, к которому я лучше отношусь, отваял маршала на гимнастическом козле.

Архитектура у мусульман есть, много и хорошей. Но она достаточно вторична, в первую очередь по отношению к христианской. Эта зависимость сильно чувствуется. В Аравии у них не было архитектуры. Потом они сразу попали на Ближний Восток, а там было еще полно античности и прекрасной христианской архитектуры IV-VI веков. Они в ней и завязли. Ну вот на этом и закончим.

Часть 1/2

Все отекстовки фонозаписей лекций историка Владимира Махнача

лекция, Вл.Махнач, ислам

Previous post Next post
Up