Оригинал взят у
ortnit в
Очерк истории Северской земли. Ч.3Северяне во второй половине IX в.
Начало ПродолжениеВ течении IX века практически было завершено освоение северянами Левобережья Днепра. В это время население, родственное северянам по облику материальной культуры, весьма активно колонизирует области Верхней Оки и Среднего Дона. О том, что освоение указанных территорий шло вероятнее всего со стороны Северской земли, говорит целый ряд очевидных фактов. Прежде всего это географическое положение самих земель. Со всех сторон, кроме как со стороны северян, они были окружены в IX веке различными неславянскими племенами, следовательно ожидать оттуда прихода славянских переселенцев не приходится. Вещевой материал культуры Поочья и Подонья практически идентичен материалу роменской культуры. На непосредственную связь вятичей, радимичей и северян прямо указывает летописец.
Относительно позднее появление славян на Оке и Дону следует не только из логики их движения с запада на восток, но и находит подтверждение в материальной культуре. Так, в настоящее время на указанных территориях не известно памятников, которые можно было бы идентифицировать с памятниками VIII - н. IX в. Левобережья Днепра и содержащие «архаический» и «волынцевский» пласты древностей. Т.н. волынцевские сосуды на ряде памятников Верхней Оки, на самом деле являются славянскими лепными или раннекруговыми подражаниями, о чем говорит состав теста, характер обжига и степень применения гончарного круга. В то же время хорошо датируемые памятники окских вятичей, таких как поселение и могильник у д. Лебедка, Супрутское городище, поселение у д. Уткино, сожержат яркие материалы IX в.
Косвенные указания на относительно позднее время формирования вятичей мы находим и в этимологии самого названия племени, и в том, что в первом летописном перечне славянских племен указаны лишь северяне, а вятичи отсутствуют. Более того, в тексте указано, что рядом со смоленскими кривичами находится племя север. Не исключено, что под этим именем были обозначены первые переселенцы радимичей и вятичей, еще не утвердившие своих самоназваний.
На собственно роменской территории, на левобережье Днепра, в IX в. отмечаются значительные изменения в деталях материальной культуры:
- осваиваются земли вторых надпойменных террас;
- возникает множество небольших крепостей;
- на протяжении столетия меняются соотношения типов конструкций жилых построек и к концу века исчезают наиболее примитивные из них, увеличивается средний размер жилищ;
- в начале века окончательно сложился погребальный обряд;
- возникло собственное ювелирное дело;
- значительное развитие заметно в производстве керамики, при том, что в характере орудий труда и оружия особых изменений в этот период не наблюдается: в это время получил широкое распространение характерный роменский «веревочный» орнамент, осваиваются начальные стадии применения гончарного круга. Все эти изменения несомненно явились следствием развития северского общества.
Увеличение количества известных памятников, освобождение новых ландшафтных зон указывают на общи рост населения в регионе. Кроме того, освоение плато второй и третьей надпойменных террас говорит о значительном расширении пашенных земель и еще более возросшей роли земледелия в хозяйственной жизни северян. С другой стороны, увеличение производства зерна в это время, вероятнее всего, шло именно за счет расширения площадей обрабатываемых земель. Сопоставление показателей объемов зерновых ям раннего периода и IX века говорит о том, что средние запасы зерна на этом отрезке времени практически не меняются. Однако, в IX веке значительно меняются принципы его распределения внутри поселений.
Если на Опошнянском городище ямы относятся к средним (4-6 четвертей) и близких к них по значению больших (свыше 6 четвертей), то есть соблюдается относительное равенство по запасам зерна среди населения, то на немногим более позднем Новотроицком большую часть ям составляют малые (менее 4 четвертей), но в тоже время появляются ямы, способные вмесить до 18 четвертей зерна, что в пересчете на пшеницу составляет около 2.9 т.
Отмеченное перераспределение земельных наделов несомненно связано с перераспределением конечного продукта. Вместе с более полным освоением территории это создало весьма ощутимые излишки зерна, которые необходимо было реализовывать.
Вероятно, в IX в. зерно становится основным экспортным товаром Северской земли. Традиционные для древнерусской торговли мед, воск и пушнина в товарном виде количестве добывались лишь в более северных лесных районах. И количество, и качество продукции не позволяют рассматривать их, как возможный предмет серьезной торговли. Вывоз рабов также маловероятен, поскольку подразумевает наличие крупной дружины, ведущей активную разбойничью деятельность. Следов такой дружины ни в археологических, ни в других источниках не прослеживается. Т.о., единственным продуктом, который производился в Северской земле в товарном количестве и представлял интерес на внешнем рынке, остается зерно и, возможно, лен.
О том, что зерно в это время действительно реализовывалось за пределами Северской земли, говорит возросший в IX веке приток импортов, и прежде всего серебра. Предметы импорта и характер их распределения по памятникам, указывают на то, что уже в IX веке значение торговли в роменском обществе было необычайно высоко. Помимо серебра и некоторых видов металлических и стеклянных украшений, северяне импортировали и технологически сложные орудия труда и оружие. Драгоценные металлы и предметы импорта не концентрируются в отдельных пунктах, а равномерно распределены по множеству поселений, часто незначительных по размерам и весьма удаленных от торговых путей. Вероятно, торговля затрагивала в той или иной степени интересы большой части населения Северской земли.
Характерной иллюстрацией торговых связей Северской земли могут служить стеклянные бусы. Значительное количество этой категории находок, по сравнению с другими областями Поднепровья, указывают на интенсивность торговли. Типовой состав, необычайно близкий к салтовским памятникам, определяет основное направление импортных поступлений.
Говоря о связи производства зерна и развития торговли, интересно отметить, что на Новотроицком городище «богатые» ямы составляют 1\5 всех зерновых ям. Монеты и изделия из серебра также были найдены примерно в каждом пятом из исследованных жилищ. Причем 4 из 6 крупных зернохранилищ располагались в непосредственной близости от котлованов жилищ, содержащих в своем заполнении драгоценные металл.
Рост производства зерна и, главное, перераспределение ценностей, развитие с сельским хозяйством торговли не повлекли за собой адекватного роста ремесленного производства. Сельскохозяйственная специализация славянского населения на раннем этапе существования роменской культуры привела к тому, что после исчезновения древностей волынцевского типа начинает ощущаться нехватка прежде всего столовой посуды. В это время качественная круговая керамика, за исключением амфорной тары, по видимому, еще не стала предметом сколько-нибудь отдаленной торговли. В какой-то степени северяне компенсировали это, увеличив производство лепных и раннекруговых подражаний волынцевских сосудам, а также начав изготовление раннекруговых горшков славянских форм. Однако, качество местных раннекруговых сосудов несомненно указывает на их домашнее производство.
Поступление оружия и орудий труда салтовских типов продолжалось. Вероятно производство хлеба на экспорт, развитие внутренней торговли привело к неограниченному ввозу ремесленной продукции, что повлекло за собой атрофирование местных ремесел. Сложилась ситуация, при которой купить салтовскую саблю или наральник стало проще, чем произвести на месте. Поэтому поступательное движение наблюдается только в тех областях деятельности, результаты которой нельзя было импортировать. В частности, значительные достижения наблюдаются в строительной технике, что отразилось не только в совершенствовании конструкций жилищ, но и в возведении весьма сложных укреплений.
Конкуренция импортов не сказалась и на развитии ювелирного дела. Здесь решающую роль сыграли внеэкономические факторы. Определенное количество салтовских и финно-угорских украшений, присутствуя на роменских памятниках этого времени, не смогли составить серьезной конкуренции местной ювелирной традиции. Собственные представления о красоте, восходящие к дунайской традиции, несмотря на утрату многих технологических навыков, были необычайно устойчивы.
Сложение в это же время характерного погребального обряда может указывать на возникновение устойчивой общности и рост самосознания Северы, как этнической группы. Высокие темпы прохождения этого процесса могут объясняться, во-первых, достаточно быстрым переселением северян из одного района, а следовательно, сохранение существовавшей задолго до этого традиции; во-вторых, весьма сильной, особенно на начальном этапе, зависимостью от каганата. Прямое управление, осуществлявшееся иноэтничным элементом населения, в качестве ответной реакции вызвало консолидацию подчиненного этноса.
Как уже отмечалось ранее, исчезновение волынцевского пласта древностей и упадок одного из его центров - Битицкого городища, происходят достаточно быстро, в пределах 1й половины IX века. Возможно, это было связано с событиями 20-30 гг. IX века в самой Хазарии. Несомненно, смута, возникшая вскоре после принятия правителями Хазарии иудаизма, ослабила позиции центра на весьма отдаленных окраинах и дала возможность последним укрепить свою самостоятельность. Молодое, набирающее силу северское общество, вероятно, не преминуло воспользоваться этой возможностью.
Археологический материал IX в. позволяет говорить о смене системы управления Северской землей. В тоже время летопись однозначно указывает о выплате дани хазарам еще в конце столетия. Летописец не указывает, какую дань выплачивали северяне хазарам в конце IX в. В более ранней статье говорится, что поляне, северяне и вятичи платят одинаковую дань «по белой веверице от дыма». Значение этой записи не вполне понятно и во многом спорно. Из нее лишь следует, что дань подчиненных хазарам славянских племен была одинаковой. В более поздних и конкретных сообщениях мы видим, что радимичи платят хазарам «по щелягу», а по сему логично предположить, что такой же размер дани был и у северян. Это название нет необходимости связывать с shilling, так как оно хорошо известно арабским источникам IX-Х вв. «ШЭЛЭГ», согласно ибн-ал-Асиру, - название дирхема у еврейских купцов, то есть, то самое название, которое, вероятно, бытовало в пределах Хазарского каганата, в том числе и в Северской земле. Характер дани, по одному дирхему от двора, а позже «от рала», принципиально отличается от даннических отношений, которые устанавливала Русь в Х- ХI вв. В отличие от «дикого полюдья» и даже от более совершенных форм - «повоза» и «урока», это фактически фиксированный государственный налог, отнюдь не дань в прямом значении этого слова. Более того, налог, исчисляемый не в натуральном, а в денежном выражении. Это предусматривало, что произведенный товар будет продан и с выручки выплачен налог. Последнее обстоятельство подчеркивает важную роль торговли в подвластных каганату землях.
Взимание налога, а также организация торговли весьма четкой структуры общественных взаимоотношений. Вероятно, после исчезновения центров хазарской администрации основой внутренней связи Северской земли стала система соподчинения населенных пунктов. Появившиеся небольшие городища, очевидно, соответствуют центрам малых территорий. Большинство этих городищ не имело выхода на крупные торговые пути. Они тяготели к пунктам, непосредственно связанным с внешним миром. Только при такой системе зерно могло попадать к транзитным купцам, скорее всего хазарским, а многочисленные импорты и монеты оказываться во всех, даже самых удаленных уголках Северской земли. По этой же цепочке мог производиться регулярный сбор дани.
Была ли и если была, то в каком виде, центральная власть в Северской земле, каким образом управлялись мелкие и средние центры - на имеющемся материале определить сложно. Однако, ясно, что отношения северян и каганата в начале IX века изменились. Выйдя из-под прямого подчинения иноэтничной администрации, северяне оказались еще более плотно связаны экономическими и политическими интересами с Хазарским каганатом. Развитые ремесло и торговля каганата, защита со стороны метрополии вполне перекрывали негативные последствия выплаты дани.
Цены на пшеницу на арабском Востоке и в Византии в VII-XIII вв. были практически стабильными. Согласно исследованию Г. Большакова «нормальная цена» 1 центнера на арабском Востоке составляла 2-3 г золота, что соответствовало 7-11 полноценным дирхемам [Большаков О.Г., 1984, с. 171, 186]. Даже если предположить, что цены на зерно в Северской земле были значительно ниже, запас зерна усредненной зерновой ямы Новотроицокого городища (7,9 центнеров) оценивается в несколько десятков щелягов. Примерно такая сумма, как правило, содержится в небольших монетных и вещевых кладах, найденных в пределах поселений (Новотроицкое, Супруты, Титчиха). Очевидно, что 1 щеляг, соответствующий на Востоке стоимости 1 пуда пшеницы или 2х глиняных кувшинов, не был обременительной данью для жителей Северской земли.
Т.о. в IX в. на рассматриваемой территории сложилась весьма своеобразная экономическая и политическая ситуация, особенности которой наиболее ярко проявились в следующем 10м столетии. Следует отметить, что в конце IX в. произошло два важных внешнеполитических события, которые также повлияли на всю дальнейшую жизнь северян.
Последствием печенежского вторжения конца IX - Х в. в Донские степи, стало прекращение жизни на ряде крупных салтово-маяцких памятников в пограничных с Северской землей районах, в частности, Дмитровского поселения, Маяцкого городища и ряда других. Урон, нанесенный каганату, был весьма ощутим. С печенежским нашествием можно связать и серию пожаров на роменских памятниках. На рубеже IX - Х вв. гибнут в огне и позже не восстанавливаются городища Донецкое и Новотроицкое. К тому же времени относится 1й слой пожара на Большом Горнальском городище.
Несмотря на то, что уже к сер. Х в. печенеги откочевали в Причерноморские степи, стройная система взаимоотношений каганата и Северской земли была нарушена. Вероятно, обретя еще большую самостоятельность, северяне лишились надежного заслона со стороны степи и мощного покровителя в лице Хазарии. Другим важнейшим фактором в истории северян Х - 1й пол. ХI вв. стал выход в кон. IX в. на политическую арену объединения Русь.
_________________________________________________________________
Мики Маус Июль, 1, 2014 22:51
Давайте разберемся. Сообщение о Славии в арабских источниках X века. А противопоставление некоторых русских земель центру княжения, Киеву на тот момент, датируютя в летописях только с XII века, правильно ?
ortnit Июль, 1, 2014 22:58
Новгородская земля - такой же данник-пактиот Руси, как древляне, дреговичи или радимичи. это славиния, по терминологии Константина Багрянородного. Русин в Новгороде 10-11 вв. пришелец, южанин из окружения князя-наместника. Варяги, предки новгородцев, противопоставляются руси и в 10 веке, и позже.
Мики Маус Июль, 2, 2014 10:54
Варяги это и есть Русь, о чем прямо и говорит ПВЛ:
"идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы
Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє ....."
ortnit Июль, 2, 2014 11:07
Варяги и русь противопоставляются во всех случаях кроме пары мест, которые являются вставками, причем весьма поздними. А в наиболее архаичных списках южных летописей, а также в новгородских варяги и русь противопоставляются всегда и в этом месте. Более того, русь первоначально упоминается в числе "племен", которые призывают варягов. Отождествление двух народов, я полагаю, восходит к неверному переводу ромейских хроник - "росы от рода франков" - и связано с тем, что во второй половине 10-11 веке получает известность балтийская русь - руяны. Как и скандинавские народы,балтийские русы получают общее имя ВАРЯГИ, как выходцы с берегов этого моря.
Мики Маус Июль, 2, 2014 11:28
"Варяги и русь противопоставляются во всех случаях кроме пары мест, которые являются вставками, причем весьма поздними."
Это домыслы.
"А в наиболее архаичных списках южных летописей, а также в новгородских варяги и русь противопоставляются всегда и в этом месте."
Дайте цитату.
"Более того, русь первоначально упоминается в числе "племен", которые призывают варягов."
Да, и призывает эта русь варягов куда ? - в Новгород.
ortnit Июль, 2, 2014 12:23
Легенда о призвании варягов окончательно сложилась поздно, в период правления там Ярослава, когда Новгород стал фактической столицей, в Киев Ярослав вернулся только после смерти Мстислава, как известно. Так в сказании появились меря и русь, м. б. и кривичи, и чудь - территории, на которые претендовал Новгород.
Цитаты в источниках. Ипатьевский список, к примеру. Смотрите не перевод конечно. Вообще, все это подробно Тихомиров рассматривал в специальной статье.
Домыслы - это выставлять русь, которая во всех без исключения источниках представлена как особый народ, как впрочем и варяги в варяжско-новгородских договорах и вводной части ПВЛ, бандами скандов-выкынгов, которые вдруг решили обозвать свое гос-во Страной Гребцов, да еще используя искаженное финнской и славянской передачей слово. При этом Русью называть не север, где вроде как должны были жить лет сто, а Киевщину, где археология выявляет массовые переселения с Дуная, где, надо же, есть свидетельства существования другой Руси, современной Киевской!
P.S.
мы не во всем согласны с автором, но его точка зрения во многом импонирует нам
тем не менее
ortnit об аланах
у себя и в
oldrus