az

Фотовыставки в ММАМ

Mar 10, 2013 23:55

8 марта сделал набег на музеи. В Галерею искусств Зураба Церетели, к сожалению не попал, а там было для меня кое-что интересное, зато попал в Мультимедиа Арт Музей, который бывший МДФ. Там идет сразу несколько выставок на любой вкус. Решил кратко написать о всем, что видел.

Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс: диалоги о природе

В этом диалоге не захотелось поучаствовать. Зашел, оглянулся и сразу вышел. Это не мое. Очень занудно и я в таком искусстве, вообще, не вижу большого смысла, да простят мне его ценители. Ничего не хочу сказать плохого, просто я лично такое не потребляю.

Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре

Весьма объемная выставка с большой кураторской работой, представленая Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, состоит из коллекции фотографий Кристиана Букре (Christian Bouqueret), приобретенную центром в 2011 году. Добрая треть, если не половина этих работ оставляет ощущение скуки даже у меня, но есть и весьма интересные фотографии. Думаю, что это выставка ориентирована больше на искусствоведов, чем на рядового зрителя даже с повышенным чувством прекрасного. Все остальные, кто не уверен в том, что это чувство в нем прочно прижилось, могут порадоваться найдя среди фотографий совершенно неинтересные работы Картье-Брессона и убедиться, что такие фотографии случалось делать даже ему. Там как раз такие и собраны. Я не хочу сказать, что там все сплошником такое. Совершенно нет! Есть много интересного. Но есть и такое тоже.

Сейду Кейта: Фотографии из коллекции Жана Пигоцци

Очень стоящая выставка портретов, сделанных в фотоателье фотографом из Мали, который в те времена был мало кому известен. Есть совершенно потрясающие портреты, очень интересные и сделанные мастерски. Хочу процитировать полностью историю, которая сопровождает выставку:

Мультимедиа Арт Музей представляет более 150 работ Сейду Кейта из коллекции Жана Пигоцци, которые дадут возможность получить полное представление о творчестве этого выдающегося фотографа.
Фотографии Сейду Кейта привлекли внимание французского искусствоведа Андре Манина в 1991 году, когда он увидел выставку африканского искусства в Нью-Йорке. На ней его потрясли три фотопортрета, на этикетках к которым были написаны только даты 1952 - 1954 гг. Вскоре Андре Манин понял, что снимки были сделаны в столице Мали Бамако, и незамедлительно отправился туда на поиски автора фотографий. Вот как он описывает свой приезд в Бамако: «Я узнавал нужную информацию от людей. Вначале я случайно встретил человека, который чинил фотоаппарат перед своей студией. Я показал ему снимки, и он сказал, что их снял старик Кейта, который живет напротив центральной тюрьмы. Потом я узнал, что мне помог найти Кейта другой фотограф Малик Сидибе». Манина и Кейта встречались три раза, после чего фотограф согласился посмотреть фотографии и подтвердил, что это он был их автором. «Кейта был скрытным и сдержанным человеком, общался со мной на дистанции, - вспоминает Андре Манин - но когда он понял, что я хочу сделать его работы известными, он согласился отдать мне 200 негативов, которые тщательно пересчитал». В 1993 году фотографии Кейта показали во Франции, а в 1994 году в рамках месяца фотобиеннале выставка Кейта прошла в Фонде современного искусства Картье, которая открыла Сейду Кейта широкой публике. В том же году впервые состоялся фестиваль африканской фотографии в Бамако, где было заново открыто творчество Кейта - в первую очередь это касается снимков, созданных в 40-е и 50-е годы. С 1962 года Кейта носил титул фотографа государства Мали, снимал руководство государства, официальные визиты и официальную хронику, все негативы и снимки, созданные с 1962 года по 1977, и по сей день хранятся в госархивах.
Сейду Кейта начал фотографировать в 1945 году в возрасте 24 лет, когда дядя подарил ему камеру 6×9 дюймов и пленку. Сначала он пробовал снимать членов семьи, параллельно с этим снимал в ателье, хотя первое время, по его собственным словам, получалось не очень хорошо - модели шевелились, а у него от волнения тряслись руки. В 1948 году Кейта начал самостоятельно печатать черно-белые фотографии и ставить на них именной штамп.
В 1949 году Кейта купил новую фотокамеру 5×7 дюймов и стал снимать людей в студии на фоне задника. Клиенты были самые разные - от клерков и владельцев магазинов до президента республики. Сейду Кейта любил повторять, что его работа всегда была мотивирована одним чувством - чтобы клиент остался доволен. Ему было важно, чтобы портреты получались максимально отчетливыми и прекрасными. Он не искал людей, он работал с теми, кто к нему приходил сам. Он не любил комментировать свои работы. Фотограф вспоминал, что старался учитывать желания моделей - подбирал фон, выдавал модные «европейские» наряды и аксессуары тем, кто не мог их себе позволить, но хотел выглядеть по парижской моде.
Сейду Кейта никогда не выезжал из Бамако, не встречал ни одного иностранного фотографа и даже не видел их фотографий, за исключением каких-нибудь снимков из каталогов Manufrance. Он снимал одной и той же камерой и бережно хранил все негативы, чтобы клиенты при желании могли заказать копии.
Сейчас фотонаследие Сейду Кейта представляет интерес как уникальный социологический портрет эпохи и жизни континента, который мы до сих пор открываем. Одновременно снимки Кейта оказались еще и потрясающими произведениями искусства, созданными по канону, но без всяких ухищрений. Сейчас они общепризнано считаются сокровищами мировой фотографии ХХ века.

Валери Белен: Иллюзии фотографии жизни

Знаете, обычно когда я узнаю, что фотографии автора находятся во многих престижных музеях, когда у автора несколько персональных выставок в столицах Европы и т.п., а фотографии при этом мне совсем не нравятся, то я говорю себе мысленно: «Что-то я еще не понимаю и до чего-то не дорос» и другим так рекомендую делать. Но тут я, извините, сломался. Значит так!.. Я сейчас считаю до десяти, чтобы не назвать это тем словом, которым это все надо назвать.... Девять. Десять. Вот теперь я успокоился и попробую выразиться корректно. Валери Белен - бездарная и пустая, а выставленные фотографии - это фотографическая помойка и апофеоз безвкусия и зауми на пустом месте. Можете сходить посмотреть, что я вдруг, совершенно изменив себе, называю этими словами. Знаете у меня есть очень твердый маркер, который развеивает сомнения. Если выставку сопровождает текст, который заставляет задуматься «А все ли я понимаю?», то я обычно не склонен так высказываться. Но есть тексты, которые уже точно не оставляют никаких сомнений. Вот, что она пишет:

«Мое творчество можно описать как отчаянную попытку освоения действительности, где тело в широком смысле этого слова играет ключевую роль, - говорит Валери Белен о своем творческом кредо. - Если на моей фотографии нет тела, значит, на ней обязательно будет какая-нибудь фигура, своей формой наводящая на мысль о дематериализации и об отсутствии. Если же тело, напротив, зримо присутствует на снимке, то ему отводится либо роль декорации, либо роль объекта, в каком-то смысле тоже отсутствующего. Такое обращение с живым и неживым материалом напрямую связано с моей тягой к определенному виду фотографической абстракции. (...) Меня интересуют партикуляризм, метаморфозы тела, мелкие детали, однако, мое творчество выходит за рамки рассуждений об идентичности, я пытаюсь исследовать то, что мне кажется проявлением сущности объекта, то ощущение, от которого, как принято говорить, зависит „первое впечатление“».

О мама миа, коза дичи! Я не есть это мочь! Мой голова не мочь это запоминайт! Отчаянная попытка освоения действительности. Вы только вдумайтесь! Тело в широком смысле. Не в узком! Дематериализация! Здравствуй, граф Калиостро! Если же тело, напротив, зримо присутствует на снимке (OMG!), то ему отводится либо роль декорации (WTF!), либо роль объекта, в каком-то смысле тоже отсутствующего. Это как? В каком смысле? Что значит это магическое «тоже»? А что еще отсутствует? Ее интересует партикуляризм! Ах воооона оно как! Либерасьён с перпетум мобель. Метаморфозы тела, которое в каком-то смысле, как принято говорить, отсутствует! Да не простыл наш батюшка, а с глузды двинулся!

Очень смешно еще и то, что Валери Б. устраивает у нас тут в губерниях мастер-классы. А между тем! Я уж не знаю, чему вы, мадам Валери, тут наш саратов учить изволите… Но вижу решительно, что губерния наша готова предложить свои бенефиты. Вот к примеру, я тут я воспроизвожу фрагмент шедеры вашей:



Есть серьезное предложение! А не соблаговолите ли-с посетить наши-с сельскае курсы по фотошопу! Мы готовы за скромную плату обучить вас кнопкам фотошопопа с тем, чтобы шеи дематериализованных тел зримо соответствовали щекам оных, столь же партикулярно и декоративно означимых…

За сим, я откланиваюсь перед Велери Б. и перехожу к следующей выставке.

Михаил Розанов: Избранное

И зачем меня туда занесло?.. Впрочем, ключевое слово этой выставки «Избранное». Высокие кураторские традиции МДФ заставляют меня думать, что это жжжж неспроста. Отбор и размещение остальных выставок в МДФ выше всяких похвал. Именно поэтому особо трудно представить, что было бы, если бы фотографии Михаила Розанова не были бы тщательно отобраны, а шли бы без отбора, все подряд! Я думаю, это было бы шокирующе и невыносимо, как легкость бытия, потому что уже то самое избранное - это отличный стимул к тому, чтобы развить скорость просмотра близкой к мировому рекорду в беге на 100 метров. Мне кажется, независимо от возраста наиболее искушенная часть зрительской аудитории соревнуется между собой за 9,58 секунд или даже за 9,56. Ху из мистер Михаил Розанов, дамы и господа? Да ху его знает! Спасибо уже за то, что отобрали, не выставили все подряд!

И напоследок позитивное: то, ради чего стоит сходить в МДФ, - это выставка Августа Зандера.

АВГУСТ ЗАНДЕР: ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. АРХИТЕКТУРА

Не понял, зачем там пейзаж и архитектура, но портрет такой, что можно рассматривать вечность. Совершенно потрясающе. Ради этого стоит пробраться через этажи всякой феерической мути. Очень рекомендую. Это собрание не нуждается ни в каких словах и объяснениях. Это просто класс!

Previous post Next post
Up