Как известно, роль установок в процессе разглядывания чего бы то ни было чрезвычайно велика. Мы привыкли видеть вещи «на своих местах». Например, если мы разглядываем какой-нибудь вебсайт для каких-то практических целей (получение информации, заказ билетов, покупки, получение услуг), то ожидаем увидеть меню в стандартных местах, например, сверху или с краю. Еще А.Л. Ярбус, советский ученый и один из пионеров исследований разглядывания изображений методом слежения за зрачком (eyetracking), показал, насколько большую роль играют задания для разглядывания. Он давал испытуемым различные задания, перед тем как они начинали разглядывать картинки, и в зависимости от них менялись паттерны разглядывания (gaze plots).
Одной из сильнейших установок, которая присутствует в норме у каждого из нас - это установка целостности изображенных людей. Говоря проще, мы привыкли чтобы у людей, которые нарисованы или сфотографированы, были руки, ноги, голова, туловище и вообще полный набор всех необходимых для нормального функционирования организма частей тела. Конечно, мы понимаем, что части тела могут быть чем-то закрыты или не поместиться в кадр. Тогда мы начинаем мысленно достраивать их, чтобы восстановить целостность. В начале прошлого века гештальт-психологи, которые развивали теорию восприятия, сформулировали даже соответствующие принципы, такие как «принцип завершения», «принцип инвариантности/константности». Смысл состоит в том, что мы достраиваем те формы, которые видны не полностью, до регулярных и привычных. Мы также можем узнавать объект при различных условиях, в том числе при различных ракурсах, условиях освещенности и при различных параметрах объекта (размер, цвет и т.п.). Это связано с нашим умением распознавать общее в тех объектах, которые мы видим и которые видели раньше. Иногда, правда, это наше свойство дает осечку, когда ракурс оказывается слишком необычным или когда усеченный объект проще достроить до чего-то другого или вообще трудно достроить.
Кстати говоря, установка целостности в совокупности со способностью достраивать изображения являются причиной большого количества споров, особенно в интернете, относительно того, насколько допустимо обрезать части тела, фотографируемых или попавших в кадр людей. Автору снимка, особенно если это неопытный фотограф, временами трудно правильно оценить, как зритель будет достраивать изображенных людей. Поэтому начинающие фотографы часто либо вообще боятся усечения фигур людей, либо делают это неловко. Да и «критики» зачастую не понимают, когда и как можно делать такие усечения и руководствуются всякими нелепыми правилами. Для опытного фотографа все это не представляет никакой проблемы и он интуитивно выбирает как правило приемлемые или хорошие варианты ракурсов и усечений.
В процессе одного из исследований вместе с сотрудниками компании
Юзетикс мы задались вопросом: Уделяет ли зритель сравнимый объем внимания присутствующим (не усеченным) частям тела и тем, которые должны были бы быть в кадре, но оказались невидимыми по какой-либо причине.
Для этого мы исследовали три изображения:
©
Florencia Lira Отредактированный вариант первого изображения, в котором удалена кисть руки
©
Alison Scarpulla В качестве испытуемых было взято 20 человек, которые, говоря научным языком, представляли собой группу «наивных» зрителей, то есть они не были фотографами или художниками и не имели художественного образования. Третье изображение показывали всем 20 испытуемым, а первое и второе - группам из 10 разных людей. Разглядывание длилось 90 секунд. После этого строились “тепловые” карты (heat maps) для всех испытуемых, рассматривавших каждую картинку. Heatmaps показываюют как распределяется внимание в таких изображениях. Они приведены ниже.
Как можно видеть из сравнения этих двух изображений
“удаление” кисти руки приводит к повышению объема внимания к той области, где эта кисть должна находиться. То есть, сама по себе рука является менее притягательным центром для разглядывания, чем то место, где она должна быть, а ее нет. Сам факт ее отсутствия, когнитивный диссонанс, который возникает при потери целостности человеческого тела привлекает больше внимания, чем сама рука.
На втором изображении отсутствие головы выглядит относительно естественным: ее не отрезали с помощью редактора изображений. Понятно, что изображенный человек ее просто наклонил.
Тем не менее, зрители уделили тому месту, где должна находится голова, объем внимания, сравнимый с тем, которое уделено присутствующей голове.
Короче говоря, вырисовывается интересный феномен: мы разглядываем то, что не изображено, когда это нечто должно там присутствовать. По крайней мере это работает в случае частей тела, когда имеет место установка на целостность изображенных людей.