az

Миф о разглядывании картинок слева направо

May 22, 2012 02:05

Я уже писал про сомнительность идеи, что существует тенденция рассматривать фотографии и картинки слева направо. Теперь мне удалось развеять свои сомнения и проверить эту гипотезу с помощью экспериментов благодаря помощи и участию в этом исследовании сотрудников компании Юзетикс.

Далее я попытался педантично описать ситуацию наподобие того, как это ( Read more... )

теория

Leave a comment

az May 22 2012, 20:57:41 UTC
>нет, в тексте вы как раз поставили вопрос о СУЩЕСТВОВАНИИ фактора

фактор не существует изолированно сам по себе. даже в схеме. нельзя разложить рассматривание фотографии на составляющие как вектор по координатам осей. если мы привыкли рассматривать нечто (текст, вебсайт или еще что-то) слева направо, это не значит, что такая привычка может полностью гаситься при рассматривании фотографий и картин.

кроме того, важно ни какой вопрос поставлен в статье, а какой ответ дан. Ответ могу процитировать: "направление разглядывания определяется расположением смысловых центров изображения, характером их выделения и индивидуальными особенностями восприятия у конкретных зрителей." а не тенденцией разглядывать слева направо.

>если вы хотите опровергнуть какое-то явление, нужно исследовать кадр, который содержит ТОЛЬКО это явление

это (а) невозможно и (б) бессмысленно. даже в схемах есть какая-то внутренняя логика, которая будет играть существенную роль, причем возможно эта логика будет подталкивать к разглядыванию слева направо

кроме того, я умышленно не из головы взял пример, а из книги Лапина, который приводит его как пример убедительно иллюстрирующий явление. причем он на нем настаивает с тем же примерно упорством как вы на (каких-то) схемах. Так вот в этом взятом у него примере как раз его логика разбивается тем, что конкретно в нем и не работает теория рассматривания слева направо (впрочем как и в других исследованных мной случаях).

>если художник правильно использовал ДРУГИЕ факторы, то ему удалось изменить способ разглядывания картины зрителем.

довольно наивно считать, что художник может управлять вниманием зрителя употребляя осознанно те или иные факторы и взвешивая в уме их значимость. это вот такой чистый наивный механицизм

>если зритель сначала видит поезд, потом рельсы - создается иллюзия, что поезд еще не доехал до этого участка пути. и следовательно едет НА нас (в данном случае). если зритель видит сначала рельсы, потом поезд - иллюзия говорит о движении поезда ОТ нас. при отзеркаливании кадра, если зритель действительно читает его слева направо, то он как раз и увидит сначала рельсы, даже несмотря на то, что поезд имеет больший визуальный вес. здесь кстати большую роль также играет наличие/отсутствие равновесия отзеркаленного снимка

вы делаете сразу два предположения и оба сомнительны и не доказаны (относительно создания иллюзии и относительно направления разглядывания) . затем вы делаете опрос (вы еще не рассказали как) и обнаруживается что результаты опроса укладываются в вашу (пока никем не доказанную теорию) и объявляете на этом основании два предположения верными. Довольно странная логика. Мой вопрос к вам при этом остается: что в этом вашем опросе доказывает отсутствие возможности существования других факторов, которые определяют, что опрошенные отвечают именно таким образом?

>вы удачно доказали азбучную истину - больше всего в кадре привлекает внимание смысловой центр, вне зависимости от его расположения

вот эту азбучную истину, вроде бы все понимают. но при этом продолжают настаивать на обратном (в том числе Лапин)

Reply

kotjara_zone May 22 2012, 21:29:35 UTC
> что в этом вашем опросе доказывает отсутствие возможности существования других факторов, которые определяют, что опрошенные отвечают именно таким образом?
ничего :)
доказать отсутствие чего-либо вообще не так-то просто, это все физики знают. слышали про черных лебедей? которых не было не было, а потом вдруг - бац, и оказалось что они существуют. и вот попробуй-ка теперь докажи, что зеленых не существует :))

>направление разглядывания определяется расположением смысловых центров изображения, характером их выделения и индивидуальными особенностями восприятия у конкретных зрителей
с выводом-то вашим я согласен. а вот с предположением, что лево-правое восприятие НИКАК не влияет на чтение картинки - не согласен. как мы будем читать изображение, если в нем не будет смысловых центров? простейший ритм одинаковых колонн - как? или, действительно ли шарик на левом наклоне "движется" визуально медленнее, чем на правом? и в какую сторону он вообще "движется"? ответы на эти вопросы смогут пролить какой-то свет на наличие лево-правого восприятия.
а тот факт, что смысловые центры сильнее привычки читать слева на право - с этим лично для меня все и так было понятно.

Reply


Leave a comment

Up