az

Миф о разглядывании картинок слева направо

May 22, 2012 02:05

Я уже писал про сомнительность идеи, что существует тенденция рассматривать фотографии и картинки слева направо. Теперь мне удалось развеять свои сомнения и проверить эту гипотезу с помощью экспериментов благодаря помощи и участию в этом исследовании сотрудников компании Юзетикс.

Далее я попытался педантично описать ситуацию наподобие того, как это ( Read more... )

теория

Leave a comment

kotjara_zone May 22 2012, 12:57:14 UTC
такие вещи нужно тестировать на абсолютно схематических кадрах, без какого-либо смыслового центра. только тогда они имеют какой-то смысл. сейчас вы фактически доказали лишь то, что яркий массивный смысловой центр и второстепенные объекты интереса перевешивают тенденцию к направленности рассматривания (если она есть). о том, что художник мог намеренно разместить эти объекты именно таким образом, чтобы вынудить зрителя рассматривать ВСЮ картину - вы как-то не задумываетесь.
а тем не менее любому спортивному фотографу известно и не раз проверялось на практике (в том числе опросами), что объект, движущийся слева направо, воспринимается более динамичным и разгоняющимся, в то время как противоположное движение - наоборот, замедляющимся.





более того, я лично опросил не меньше 100 человек на примере вот этого кадра:


с вопросом, в какую сторону движется поезд. около 80% опрашиваемых ответило, что НА зрителя. несмотря на то, что в реальности поезд двигался ОТ зрителя. и даже несмотря на наличие указателя на стене, который в принципе выдает истинное направление движения поезда.
в то же время, если кадр инвертировать, то почти все сошлись во мнении, что поезд движется от зрителя.

Reply

az May 22 2012, 13:24:31 UTC
такие вещи нужно тестировать на абсолютно схематических кадрах, без какого-либо смыслового центра.

тогда мы получим данные не о реальных фотографиях и картинах, а данные о восприятии схематических кадров. я ставлю вопрос как раз об иерархии и относительной мощности тех или иных факторов при восприятии

о том, что художник мог намеренно разместить эти объекты именно таким образом, чтобы вынудить зрителя рассматривать ВСЮ картину - вы как-то не задумываетесь.

не понял, к чему эта фраза. я как раз задумываюсь над этим вопросом.

более того, я лично опросил не меньше 100 человек на примере вот этого кадра

прекрасно, но как это опровергает идею о том, что мы не рассматриваем слева направо? это главная тема статьи. а вопрос о том, насколько различны изображения и его зеркальное отражение - это сложнее исследовать и я такой вопос не ставил. Я только написал, что если идея рассматривания слева направо единственное подтверждение теории неравенства левого и правого, то тогда эта теория оказывается под сомнением, потому что как раз такого вида рассматривания не наблюдается.

кроме того (что тоже важно), интересно было бы узнать детали - как и при каких обстоятельствах был проведен опрос, какой текст ему предшествовал, как был задан вопрос и имели ли опрашиваемые опыт фотографирования и изучения фотографии (и кстати еще много других вопросов)?

вообще, вы как-то оторвали свои размышления конкретно от того, что я написал.

Reply

kotjara_zone May 22 2012, 13:56:46 UTC
>я ставлю вопрос как раз об иерархии и относительной мощности тех или иных факторов при восприятии
нет, в тексте вы как раз поставили вопрос о СУЩЕСТВОВАНИИ фактора. вы насыпали в корыто камни, просо и овес. и покормили этим N куриц. после эксперимента выяснилось, что чаще всего курицы предпочитали овес. но это не значит, что они не едят просо. а если курицу не кормить двое суток, то она и камни сожрет, если ей выбора не оставить.
чтобы проводить эксперимент о наличии фактора чтения кадра слева направо - тестировать надо на схемах, именно потому что там нет никаких других влияющих факторов и никакой иерархии. да, мы получим данные о рассматривании схем, но именно это и нужно получить. потому что это - фундамент. или вас удивляет, что добавление других влияющих факторов способно изменить реакцию зрителя? тогда зачем вообще нужна композиция? все эти правила и тенденции приводятся как раз для того, чтобы помочь фотографу направить зрителя в ту часть кадра, в которую он хочет. если ему для этого достаточно "лево-правого чтения" - ок. если не достаточно - используем размеры, цвет, положение, смысл и т.п.
вы всего лишь доказали, что смысл важнее примитивных моторных навыков. но с этим никто и не спорил.

>не понял, к чему эта фраза. я как раз задумываюсь над этим вопросом.
вы задумались, да не с той стороны, похоже. если художник правильно использовал ДРУГИЕ факторы, то ему удалось изменить способ разглядывания картины зрителем. что вы и доказали. но этого не достаточно, чтобы говорить об отсутствии тех факторов, с которыми художник (предположительно) боролся.

>но как это опровергает идею о том, что мы не рассматриваем слева направо?
если зритель сначала видит поезд, потом рельсы - создается иллюзия, что поезд еще не доехал до этого участка пути. и следовательно едет НА нас (в данном случае). если зритель видит сначала рельсы, потом поезд - иллюзия говорит о движении поезда ОТ нас. при отзеркаливании кадра, если зритель действительно читает его слева направо, то он как раз и увидит сначала рельсы, даже несмотря на то, что поезд имеет больший визуальный вес. здесь кстати большую роль также играет наличие/отсутствие равновесия отзеркаленного снимка.

Reply

az May 22 2012, 20:57:41 UTC
>нет, в тексте вы как раз поставили вопрос о СУЩЕСТВОВАНИИ фактора

фактор не существует изолированно сам по себе. даже в схеме. нельзя разложить рассматривание фотографии на составляющие как вектор по координатам осей. если мы привыкли рассматривать нечто (текст, вебсайт или еще что-то) слева направо, это не значит, что такая привычка может полностью гаситься при рассматривании фотографий и картин.

кроме того, важно ни какой вопрос поставлен в статье, а какой ответ дан. Ответ могу процитировать: "направление разглядывания определяется расположением смысловых центров изображения, характером их выделения и индивидуальными особенностями восприятия у конкретных зрителей." а не тенденцией разглядывать слева направо.

>если вы хотите опровергнуть какое-то явление, нужно исследовать кадр, который содержит ТОЛЬКО это явление

это (а) невозможно и (б) бессмысленно. даже в схемах есть какая-то внутренняя логика, которая будет играть существенную роль, причем возможно эта логика будет подталкивать к разглядыванию слева направо

кроме того, я умышленно не из головы взял пример, а из книги Лапина, который приводит его как пример убедительно иллюстрирующий явление. причем он на нем настаивает с тем же примерно упорством как вы на (каких-то) схемах. Так вот в этом взятом у него примере как раз его логика разбивается тем, что конкретно в нем и не работает теория рассматривания слева направо (впрочем как и в других исследованных мной случаях).

>если художник правильно использовал ДРУГИЕ факторы, то ему удалось изменить способ разглядывания картины зрителем.

довольно наивно считать, что художник может управлять вниманием зрителя употребляя осознанно те или иные факторы и взвешивая в уме их значимость. это вот такой чистый наивный механицизм

>если зритель сначала видит поезд, потом рельсы - создается иллюзия, что поезд еще не доехал до этого участка пути. и следовательно едет НА нас (в данном случае). если зритель видит сначала рельсы, потом поезд - иллюзия говорит о движении поезда ОТ нас. при отзеркаливании кадра, если зритель действительно читает его слева направо, то он как раз и увидит сначала рельсы, даже несмотря на то, что поезд имеет больший визуальный вес. здесь кстати большую роль также играет наличие/отсутствие равновесия отзеркаленного снимка

вы делаете сразу два предположения и оба сомнительны и не доказаны (относительно создания иллюзии и относительно направления разглядывания) . затем вы делаете опрос (вы еще не рассказали как) и обнаруживается что результаты опроса укладываются в вашу (пока никем не доказанную теорию) и объявляете на этом основании два предположения верными. Довольно странная логика. Мой вопрос к вам при этом остается: что в этом вашем опросе доказывает отсутствие возможности существования других факторов, которые определяют, что опрошенные отвечают именно таким образом?

>вы удачно доказали азбучную истину - больше всего в кадре привлекает внимание смысловой центр, вне зависимости от его расположения

вот эту азбучную истину, вроде бы все понимают. но при этом продолжают настаивать на обратном (в том числе Лапин)

Reply

kotjara_zone May 22 2012, 21:29:35 UTC
> что в этом вашем опросе доказывает отсутствие возможности существования других факторов, которые определяют, что опрошенные отвечают именно таким образом?
ничего :)
доказать отсутствие чего-либо вообще не так-то просто, это все физики знают. слышали про черных лебедей? которых не было не было, а потом вдруг - бац, и оказалось что они существуют. и вот попробуй-ка теперь докажи, что зеленых не существует :))

>направление разглядывания определяется расположением смысловых центров изображения, характером их выделения и индивидуальными особенностями восприятия у конкретных зрителей
с выводом-то вашим я согласен. а вот с предположением, что лево-правое восприятие НИКАК не влияет на чтение картинки - не согласен. как мы будем читать изображение, если в нем не будет смысловых центров? простейший ритм одинаковых колонн - как? или, действительно ли шарик на левом наклоне "движется" визуально медленнее, чем на правом? и в какую сторону он вообще "движется"? ответы на эти вопросы смогут пролить какой-то свет на наличие лево-правого восприятия.
а тот факт, что смысловые центры сильнее привычки читать слева на право - с этим лично для меня все и так было понятно.

Reply

kotjara_zone May 22 2012, 14:27:29 UTC
коротко говоря, если вы хотите опровергнуть какое-то явление, нужно исследовать кадр, который содержит ТОЛЬКО это явление. в данном случае таким кадром будет только схема. во всех остальных кадрах/картинах ДРУГИЕ влияющие факторы будут искажать результаты.
а вот если вы хотите выявить ту самую иерархию - тогда ок, тогда вы удачно доказали азбучную истину - больше всего в кадре привлекает внимание смысловой центр, вне зависимости от его расположения. там еще кстати хорошо заметно, что сравнительно много внимания пришлось именно на лицо боярыни

Reply

handehoch May 22 2012, 13:44:57 UTC
Кстати, снимок с поездом не схематичен. Поскольку в кадре локомотив, зритель невольно делает вывод, исходя из его привычного расположения в голове состава. (Понятно, что на деле его можно прицепить хоть посередине, но архетип сознания - поезд, ведомый локомотивом.)

Reply

az May 22 2012, 13:54:27 UTC
вот да! очень верное замечание

Reply

kotjara_zone May 22 2012, 13:58:14 UTC
на снимке - да, не схематика. электричка имеет две головы, как и метро. но здесь важнее опыт с отзеркаленным снимком, а не с прямым
как раз на отзеркаленном снимке говорили о движении ОТ зрителя, несмотря на локомотив

Reply

illarionovdv May 25 2012, 00:52:52 UTC
извините, но движение поездов тоже бывает левосторонним и правосторонним, и т.к. на снимке можно сразу определить где платформа, то и выводы будут основанны на привычном наблюдателю движении. забавно то, что железные дороги в России есть разные, так что, скажем зрители проживающие вблизи Рязанской дороги будут говорить не то, что с Курской )))

Reply

kotjara_zone May 25 2012, 08:35:04 UTC
извините, но дорога одноколейная, а платформы бывают как островные, так и боковые :) это не трамвай, чтоб по расположению платформы судить о направлении движения :)

Reply

mr_aug May 24 2012, 09:41:17 UTC
я вхожу в 20% - поезд удаляется))

Reply

kotjara_zone May 24 2012, 11:02:34 UTC
зная ответ, не удивительно)

Reply

mr_aug May 24 2012, 11:19:13 UTC
неверно. сначала я посмотрел картинку, потом уже текст начал читать.

Reply


Leave a comment

Up