Старик и Пекин

Oct 31, 2012 14:29


На прошлой неделе у меня побывали гости. Семейная пара, давние друзья семьи. Обоим - по 80 лет.

Он - старый китаист, но из тех, чье имя неизвестно. И я тоже не буду называть. Пусть будет просто Он.

Для них встреча с Китаем была чрезвычайно долгожданной. Они не были здесь 35 лет. А до этого первый раз несколько лет в самый разгар Культурной революции ( с 1967 года), а затем в ее последние годы (по 1978 год).

Конечно, ничего из Пекина тех лет в современно Пекине не сохранилось. Аэропортовская дорога, извивавшаяся между крестьянских полей и глинобитных домиков, дорога, по которой Он когда-то гонял на Волге, теперь - скоростное шоссе. Не было ни пятого, ни четвертого, ни третьего кольца.



Даже небызвестная пекинским старожилам «кишка» стала как минимум вдвое шире. А то и втрое.

Там, где стоит комплекс МОМА, были какие-то поля и воинские части.

Как ни странно, говорят, Пекин стал намного более зеленым. Те деревья, которые сажали в конце 70-х годов, теперь разрослись и дают тень. В одном из старых районов мы нашли вроде бы знакомые деревья.

Парки. Тогда не было такого разнообразия открытых для посещения парков (тот же Бэйхай, например. Зайти в него можно было, но вот «бутылка» была закрыта). Оказывается, не всегда таким был Житань.

А вот дипгородок возле Житаня не изменился. Только решеток вокруг посольств прибавилось. Да что там прибавилось, их просто не было.

Поздоровались со своим старым знакомым - Мао Цзэдуном (зашли к нему в мавзолей). Он вспоминал, как в середине 70-х он на одном из приемов или праздновании на Тяньаньмэнем ему выпал шанс с ним немного поообщаться. Ну может, немного преувеличил, но уж точно они стояли с ним неподалеку на трибуне. А почему бы и нет?

Изменилось посольство. Не столько внешне (хотя парк стал более ухоженным), сколько по количеству людей. Тогда, вспоминал Он, нас здесь было лишь 14 человек. Члены семей были на родине… По соображениям безопасности.

Конечно, изменились цены. Все на порядки дороже (хотя и разнообразнее, мнодество ресторанов).

Однозначно не понравился им современный Ванфуцзин. Разве это Ванфуцзин? Согласен с ними, это не Ванфуцзин (мои первые воспоминания о нем относятся к 1991 году), это черти что.

Там, где были велосипеды, теперь машины. Шире все улицы, даже Чанъаньцзе. Это, вообще говоря, самое первое впечатление: где все велосипедисты? Они теперь в машинах, отвечаю я.

А вот ездят также. Что на велосипеде, что на машине. Это даже они заметили: пренебрежение правилами, собственной и чужой безопасностью.

Например, случай у Межклуба из середины 70-х. Кто-то из дипломатов пошел в клуб. Машину оставил на обочине. Возвращается - вокруг толпа и милиция. Мол, сволочь иностранная ревизионистская , человека задавил. Как задавил, когда??? Выяснили. Оказывается, пока машина стояла, под нее лег велосипедист. И начал звать на помощь. Задавил дипломат честного труженика, а сам кушать пошел.

И разве сейчас нечто подобное невозможно?

Побывали в Шанхае. На скоростном поезде. Тогда-то это вообще был чуть ли не другой мир. Генконсульство закрыто было. Не то что, сейчас.

Впечатлений масса. И у них, и у меня. Здоровья им.

Previous post Next post
Up