Работа со зрительской аудиторией: занятия для всей семьи (ч.I)

May 07, 2024 22:04

Благодарю организаторов XXI Всемирного конгресса ASSITEJ @ Фестиваля исполнительских искусств для детей и молодежи в Гаване за возможность принять участие в этом престижном международном Форуме!
Текст подготовлен для выступления на Конгрессе.
Задумываемся ли мы над тем, кто приходит в театр, каков портрет нашего зрителя? Для какого зрителя мы ставим наши представления и спектакли? Какое они влияют на юношескую аудиторию и их родителей? Какой процент посетителей становятся постоянными зрителями и поклонниками театров? Хотели бы мы, чтобы в театр приходил подготовленный зритель, который, в будущем, приведет своих детей и даже внуков?
Именно эти вопросы стали основой для нашей системы работы с театральной публикой. Данный проект направлен на формирование умного, понимающего зрителя, способного оценить спектакль. Без этого современный театр теряет смысл.


Школьная театральная педагогика имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли, и практике. Еще в 1652 году Ян Амос Коменский сформулировал "Законы хорошо организованной школы" ("Leges scholae bene ordinatae").  Этот небольшой трактат посвящен практическим вопросам организации, функционирования и управления школьным образованием. В нем дано решение принципиальных вопросов о целях, содержании, методах и организационных формах деятельности школы как социального института по передаче культуры новым поколениям.
В IX пункте Каменский описал «Законы о театральных представлениях», которые «очень полезно давать в школах. Так как жизнь всякого человека так устроена, что он должен вести разговор и действовать, то нужно руководить юношеством кратчайшим путем и таким приятным образом, как пример и подражание, чтобы оно приучилось наблюдать различия в вещах, уметь тотчас реагировать на различия, делать приличные движения, держать лицо и руки да и все тело сообразно с обстоятельствами, изменять и сообразовывать голос, словом, проводить любую роль приличным образом и во всех этих случаях держаться благопристойно, будучи далеким от всякой деревенской застенчивости».
Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием современных неизвестных граней нашего века. Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатые возможности для становления личности юношей и подростков. Иначе говоря, театральная деятельность - путь ребенка к культуре, к нравственным ценностям, путь к себе.


В Италии в XVII веке священники-иезуиты включили театральную деятельность в программу своих школ для детей из правящих сословий. В XX веке целью театральной работы с детьми было пережить глубину совместной игры и действия, создать новые истории путем пересмотра старых сюжетов или заимствования драматического текста из повседневной жизни. В театральной игре можно было испытывать радость движения, звуков, красок, экспериментируя в то же время с неограниченным количеством новых форм и методов работы с драматургией. Создание собственного спектакля становится центральным элементом воспитательной работы. Последние сто с лишним лет, использование элементов театральной педагогики является одним из эффективных методов воспитания детей и подростков в разных странах.
Так, в Германии театральную педагогику относят к формам социального искусства, проявляющего свою педагогическую составляющую только благодаря творческому процессу. Немецкий специалисты из Ассоциации театральных педагогов считают, что «театральная педагогика - это художественно-эстетическая практика, которая сконцентрирована на индивидууме: его идеях и возможностях самовыражения, проявляющихся через соприкосновение с театром. Театральная педагогика направлена на формирование эрудиции в области культуры, личностный рост, развитие социальных навыков».
Немецкие специалисты считают, что методы театральной педагогики влияют на личностные процессы, позволяющие детям и подросткам производить и тренировать важные способности и навыки: строить отношения с окружающими людьми (внутренней и внешней аудиторией); уметь критически мыслить; быть способными работать в команде; познавать собственные границы. Особенно в пубертатный период, когда человек находится в поисках собственной идентичности и спрашивает "кто я?".
В процессе театральной деятельности ребенок находится как бы в творческой лаборатории. Активное участие в этом процессе способствует становлению его личности, помогает ему раскрыться, научиться видеть, слышать и понимать другого человека, уважать его мнение. Выбор метода и средств - будет ли это театр масок или танцевальный проект - второстепенный вопрос. В первую очередь надо понять, что хотят участники. Задача театрального педагога - помочь подросткам самим сформулировать то, что они хотят сообщить миру, дать им высказаться. Роль театрального педагога состоит в том, чтобы придать их высказыванию художественную форму.


В Венгрии существуют государственные программы работы со зрителями, среди которых: TIE (Theatre in Education), "программа посвящения/инициации в театр", "театр в классной комнате", "программа по театральной педагогике", "театр соучастия". Во всех театрах страны есть молодежные или образовательные программы, цель которых - воспитать понимающую публику и, соответственно, увеличить число зрителей. Воспитание будущей публики фигурирует и в числе задач, которые ставят перед этими театрами субсидирующие их организации. В этот инструментарий входят «экскурсия за кулисы», тематические разговоры после отдельных спектаклей, открытые репетиции, превращение публичного пространства театра в место общественной дискуссии и т.д.
Также есть комплексная «Трехступенчатая программа посвящения в театр», которая, помимо самого спектакля, содержит предваряющее занятие и «прорабатывающее» занятие. Первое, как правило, проводится в школе, последнее - в театре. Цель программы - помочь в понимании и анализе спектакля; предваряющее занятие концентрируется на какой-либо проблеме, находящейся в фокусе спектакля, а в центр завершающего занятия попадает скорее театральный язык.
«Длительная программа» (рассчитанная на несколько месяцев). В этой серии занятий участвует группа из одной школы, как правило, 20-25 школьников. Программа разворачивается вокруг одного спектакля, какого - определяет сам театр. После просмотра участники занимаются поднятыми в нем проблемами, выполняют ряд письменных заданий, выражают вызванные спектаклем мысли и эмоции в импровизационных диалогах, в самостоятельно подготовленных сценках. В конце программы на базе готовых письменных работ и драматических фрагментов они делают презентацию - в работу над ней подключаются уже один-два артиста. Важно подчеркнуть, что значительная часть занятий происходит в театре, как и презентация, так что участвующие в программе школьники могут почувствовать, что театр им не чужой.
Отдельная программа для более узкого круга увлеченных театром (старшеклассников и студентов). Члены такого «Клуба» раз в неделю принимают участие в занятиях, проходящих в театре, получают возможность поближе познакомиться с жизнью театра: посещают репетиции, разговаривают с режиссерами и актерами, анализируют тексты и спектакли, редактируют собственный блог Молодежной программы и ее страницу в социальных сетях, сами производят представления, пишут рецензии и отзывы.
Благодаря подобным проектам расширяется круг зрителей. Цель - увлечь театром. Увлечь тем, чего раньше в их жизни не было места.
Фотографии из архива организаторов Проекта
(Одесский академический театр кукол, Одесский театр юного зрителя и Одесский академический театр музыкальной комедии)
Продолжение следует...

Семейный клуб Мы идем в театр

Previous post Next post
Up