Международные проекты: открытые двери для творческой молодежи (ч.2)

Apr 23, 2024 18:40

Каждый проект, каждая последующая лаборатория являются уникальными и неповторимыми и проводятся на разных площадках (драматический театр, театр кукол, театр юного зрителя, музыкальный театр) с привлечением разных людей, новых экспертов, с разными условиями (новые темы, жанры и т.д.), исходя из потребности того или иного театра, то реализация миссии обычно является непростой задачей и сопровождается неопределенностью. Эта неопределенность приводит к рискам, связанным с непредсказуемыми факторами. В проектах риски должны управляться и компенсироваться действиями проектного менеджера, объединенными усилиями команды и реализацией ее творческого потенциала.
Чтобы избежать неопределенности, миссия должна быть описана в виде достаточного количества ясных сценариев, из которых будут понятны контекст, цели и задачи. Поэтому, используя методологию Р2М, важно определить миссии, которые предназначены для расширения потенциальной ценности лаборатории. А также разработать архитектуру всего проекта, чтобы каждая отдельная лаборатория могла работать автономно, будучи интегрировано управляемой для наиболее полного достижения запланированной ценности.

Отзыв режиссера Дениса Костырко (Украина), лаборатория «Musical Art Project» в Киеве: Впечатления от лаборатории самые потрясающие! Это было титанически тяжело, так как вылезать из зоны комфорта всегда тяжело, а что уж говорить о выезде в столицу. Порой (между нами говоря) в собственном театре, где работаешь, страшно начинать новый проект, а тут едешь в Киев и, в моем случае, получаешь народного артиста в команду. Можете себе представить! И артистов же нужно вдохновить. А короткий срок подразумевает практически киношный подход, когда режиссер диктует мизансцену и без обсуждений. Но, слава Богу, все сложилось, и контакт нашелся. Мы с артистами разошлись в самых теплых отношениях. Здесь становится понятна главная идея лаборатории. Она состоит в том, что если ты, как режиссер, действительно принес идею, то ты сможешь произвести ею впечатление на зрителя, даже если текст, мизансцены и ноты недоучены, а артисты работают в зажиме первого выхода на зрителя. Но если идеи нет, то хоть ты тресни, а зритель останется равнодушен. Это отличная проверка на качество режиссера. Вариантов прикрыть отсутствие замысла нет. Так у нас и было на репетиции, когда артисты переживали о том, как все это успеть, я постарался сфокусировать их на основных задачах их персонажей, которые формировали композицию, и просил заведомо смириться с тем, что ошибки и неточности в форме в любом случае будут. В общем, эта лаборатория прекрасный способ проверить свои силы. Любой профессионал должен выделять время каждый день на решение перспективных задач, задач, обеспечивающих условия для прыжка выше собственной головы. Так вот режиссеры должны в это время писать заявки на такие лаборатории. Огромное спасибо всей команде, создающей лабораторию "MusicArtProject". Наше государство, к сожалению, не в том положении сейчас, чтобы быть заинтересованными в таких проектах, а это значит, что Ваша инициатива - это настоящее благословение для молодых режиссеров и в целом для украинского театра. Вы открываете окна и впускаете свежий воздух. Благослови Вас Бог!

Руководитель проектной команды должен обладать необходимым набором качеств, таких как целостное, интегральное и стратегическое мышление, владеть навыками коммуникации, быть нацеленным на достижение результата и думать о самореализации всех членов команды. Он должен заранее подготовить для лаборатории ряд наиболее подходящих стратегий. Определить критерии оценки достижения запланированной ценности, полученной от реализации лаборатории (например, постановка спектаклей); выработать методики по управлению сообществами (профессиональными, зрительскими, журналистскими и др.), которые служат интеллектуальным пространством лаборатории. Прописать медиаплан для средств массовой информации, который включал бы все мероприятия для прессы до, во время и после лаборатории. Учесть возможность проведения мастер-классов, тренингов и лекций приглашённых Экспертов и режиссеров. Позаботиться о необходимом оборудовании, площадке и участниках (в том числе, завтраках, обедах и ужинах). Выделить время для проведение круглых столов с руководителями государственных культурных организаций того или иного города или области. Следует принять все меры по осуществлению положительного взаимодействия многочисленных и разнообразных участников реализации проекта, учитывая их разносторонние интересы.


Отзыв режиссера Маргариты Шин (Украина), лаборатория «Открытые двери» в Одессе: итак, это наконец-то произошло. У нас в Украине случилась полноценная режиссерская лаборатория со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да, да, наконец-то! Огромное спасибо всем, кто решился на такой кардинальный и безумный шаг. Четверка режиссеров, четыре дня на репетиции и работу с цехами - и ..., и вот, что я вам скажу. Можем ведь! МОЖЕМ, если захотим!
Я очень надеюсь, что это станет мощным толчком для организации других лабораторий в других театрах. Я ЗА лабораторное движение. И я не понимаю тех, кто говорит, что это бесполезная трата времени и ресурсов. Режиссерские лаборатории в театрах нужны, по-моему, это уже неоспоримый факт, который не требует доказательств.  А кто все еще сомневается - приезжайте и смотрите сами.
Когда пришло письмо о том, что я в четверке, был, конечно, легкий испуг. Ведь одно дело - наблюдать за процессом, и совершенно другое - участвовать. Но вот я уже в поезде, вот нас уже встречают... И страх как-то сразу отступает. Вместо него приходит ощущение, что мы вместе, что мы одна команда. Как-то сразу приходит и остается с нами на все эти четыре дня.
Многое произошло за эти четыре дня. Огромное спасибо моим артистам. Спасибо за такую прекрасную работу, за вашу энергию, за понимание, за все, что написали мне в открытке, я ее сохраню... Вы потрясающие! Мне жаль было с вами расставаться...
Ну а то, что сделали цеха за эти четыре дня - никакому описанию не поддается. Поэтому скажу, как могу: спасибо за то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЕТЕ В ТЕАТРЕ! Спасибо за то, что готовы на ВСЕ в буквальном смысле этого слова!
Но, самое удивительное случилось за час до отправления моего поезда. Звонит мне водитель и спрашивает, где я. Говорит: "Вам тут кое-что передали в театре!" Я в полной растерянности, думаю, что же это может быть. Он находит меня на вокзале и протягивает гвоздь: "Это вам Володя передал (начальник монтировочного цеха), просил сказать, что поздравляет Вас с отличным показом!" Я беру этот гвоздь, смотрю на него с минуту и понимаю, что это все нереально круто. Ради одного только этого момента стоило сюда приехать. И только попробуйте скажите мне после этого, что режиссерская лаборатория - пустая трата времени!

Итак, возвращаемся к предпосылкам. Когда меня пригласили работать в театр над проектами, то первое с чем я столкнулась было отсутствие молодых талантливых режиссеров, которые могли бы заинтересовать театр интересными постановками. И тогда я выступила как продюсер первой творческой лаборатории в Украине для молодых режиссеров на базе Одесского театра юного зрителя.
В 2015 году был объявлен международный конкурс, на который мы получили 57 заявок от молодых режиссеров-постановщиков из Армении, Греции, Италии, Молдовы, Украины, Франции и других стран. В Одессу приехали четыре участника, который за пять дней поставили с актерами театра 30-ти минутные эскизы. Мы собрали экспертный совет - театроведов, преподавателей театральных вузов, директоров и художественных руководителей театров Одессы и Киева, которые проводили мастер-классы, тренинги и лекции для всех желающих. Среди Экспертов были Анна Веселовская, Анна Липковская, Игорь Равицкий, Влад Троицкий, Стас Жирков, Юрий Чайка и другие.






Отзыв режиссера Богданы Орлеановой (Украина), лаборатория «Открытые двери» в Одессе: Лаборатория - это всегда новый опыт, новые знакомства, новые открытия. Поскольку подготовка к показу эскиза происходит в достаточно сжатые сроки, - это отличный повод обратить внимание на то, над какими элементами профессии нужно работать более усиленно. Я благодарна за помощь всем цехам и службам театра, которые так ответственно подошли к подготовке. Спасибо экспертам за ваши советы, рекомендации, пожелания. Спасибо режиссерам-участникам за необычные, атмосферные, молодые эскизы. Я желаю всем успехов, радости творчества, экспериментов. И, конечно, я безумно благодарна моим актерам, которые поверили мне и во всем поддержали.

Материал подготовила куратор проекта,
Ирина Аверина
Фото Юлии Сущенко, Олега Владимирского

Продолжение следует...

theatre, Одесский ТЮЗ, Аверина_интервью, театр, театральные лаборатории

Previous post Next post
Up