Эту статью я прочел несколько лет назад. Подивился, хмыкнул, закрыл браузер и забыл. Мало ли в интернете интересных статей, мало ли в мире любопытных теорий.
А потом вспомнил.
Затем вспомнил еще раз. Тогда опять нашел текст, просмотрел повторно и сохранил у себя на диске. Потому что он не только ответил на вопрос моей школьной юности, но и позволил просто и доступно объяснить его другим.
А вопрос этот я периодически слышу, в той или иной форме. Хотя начинается он всегда одинаково: «Да нафига мне эти ваши…».
Статья - запись лекции Сергея Переслегина во Владивостоке. Переслегин, если кто не знает, это такой лобастый ученый, который занимается социологией и военной историей. И теорией систем. И геополитикой, как наукой. И немного фантастикой. И еще много чем. Очень грамотный товарищ.
И вот он рассказывает, как в 2003 году был приглашен с группой специалистов в Армению - чтобы проанализировать систему образования и дать руководству республики рекомендации на будущее. Прошло уже прилично времени после распада СССР, и власти, видимо, задумались, правильно ли они продолжают учить свою молодежь. Тому ли и так ли.
Переслегин мимоходом упоминает, что престиж образования в Армении всегда был чрезвычайно высок. Если спросить там: «Правда ли, что во время вступительных экзаменов ректор университета значит не меньше, чем президент?» все отвечают: «Что вы! В этот момент ректор гораздо важнее президента».
И вот приглашенные специалисты пришли в одну из лучших столичных гимназий и стали спрашивать учеников 11 класса про некоторые очевидные вещи.
Результаты их испугали. Испугали и тех, кто заказывал исследование.
Формулу серной кислоты написал один человек. Логарифмы умели считать трое. Число хромосом у человека не помнил никто. Далеко не все выпускники знали кто такой Магеллан и что он натворил. Больше половины не смогли перечислить соседей Армении, которых всего четыре, причем с двумя из них Армения на тот момент воевала.
Кто-то может сказать: «Ну и что? Ну, не знает парень Магеллана, не помнит число хромосом. Не интересуется географическими соседями, подумаешь. Нафига ему эти завитушки, если он собирается, к примеру, делать карьеру в рекламном агентстве или продавать компьютерный софт? Или откроет фирму по изготовлению элитной мебели, или крутое турагентство. Нафига ему ваши логарифмы?»
Переслегин отвечает, нафига.
Все развитие цивилизации он делит на четыре фазы:
- Архаичная
- Традиционная, она же сельскохозяйственная
- Индустриальная
- Когнитивная, которая сейчас, по мнению Переслегина, начинается.
Для каждой из фаз характерна своя картина мира, в ней человек живет и с ней себя соотносит. Например, «традиционной» фазе развития соответствует такое миропредставление:
«Вот в центре - моя деревня. Не важно, какая это деревня, она может называться «Нью-Йорк», «Москва» или «Владивосток». Это все равно «моя деревня», и, значит, я сам. Вокруг есть небольшая область, о которой я что-то знаю, «варварское окружение». А дальше лежит абсолютно неведомая земля, в которой может быть все, что угодно. А скорее всего, нет вообще ничего».
Причем радиус «известной Вселенной» в «традиционной» фазе - это первые десятки километров, может быть, первые сотни. А дальше пустота. И понятно, что если выпускник школы начинает внутренне соотносить себя с такой картиной… Переслегин пишет: «Многие в Интернете видели глобус Америки, где огромная Америка, рядом небольшая Европа, а весь остальной мир, фактически, сконцентрирован в группу островов. Это, конечно, шутка, но шутка довольно страшная. Это означает определённую картину мироощущения. И определенную культуру принятия политических решений».
Определенную культуру принятия политических решений.
Автор предлагает пораспрашивать выпускников школ по астрономии. И утверждает - они знают, что Земля круглая. Но объяснить, почему наступает зима и лето уже не могут, имеют смутное представление о наклоне земной оси и не могут ответить, откуда берутся полярные круги или тропики.
«Они слышали, что Земля вращается вокруг солнца, хотя не понимают этого, но готовы в это поверить. А расстояние от Земли до Солнца, по их мнению, почти такое же, как и до Луны. Остальные неподвижные звёзды расположены чуть-чуть дальше. Обратите внимание: это же схема Аристотеля впрямую. То есть, он так себе представлял небо…».
И вывод: «Люди в своих картинах мира стремительно погружаются во все более и более глубокое историческое прошлое».
Ученый объясняет, что возврат «традиционной» фазы чреват самой масштабной социальной катастрофой в истории. Войны, голод, болезни… Здесь он, на мой взгляд, слегка сгущает краски, не учитывая некоторые факторы - то же развитие интернета, например. Зато дает хороший ответ на то, как это положение исправить. И какое место занимает Магеллан (хромосомы, логарифмы) в нашей с вами системе знаний.
Об этом в следующем посте.
Сайт
galiullin.ru