В прошлый раз были
Москвичи, а сегодня - Нижегородцы. Привычнее всего объединить все эти автомобили названием ГАЗ, но тогда несправедливо будут забыты ЗИМы, так что сегодня все они будут Нижегородцами. Экземпляры на выставке у Сургутского госуниверситета в какой-то степени способны рассказать о хронологии выпуска моделей в советские годы.
2. Серийный выпуск ГАЗ-М-20 пришелся на первый послевоенный 1946 год и название "Победа" как бы напрашивалось само собой. Автомобиль полностью отечественной разработки. Это был первый опыт применения несущего кузова в советском машиностроении. Первое, что бросается в глаза в сравнении с предшественниками - отсутствие выступающих из кузова крыльев. Да и вообще, аэродинамика конструкции оказалась очень эффективной. На представленном на выставке автомобиле значился год выпуска 1956-й.
3. "Победа" подвергалась многочисленным доработкам, такие изменения сегодня назвали бы словом "рейсталинг". Но была и серьезная модернизация, результатом которой стало появление полноприводной модели ГАЗ-М-72. Говорят к техзаданию на разработку автомобиля приложил руку сам Никита Хрущов. Задача была поставлена на создание комфортабельного автомобиля повышенной проходимости для сельхозчиновников и руководителей крупных хозяйств. Модель явилась симбиозом агрегатов внедорожника ГАЗ-69 и кузова "Победы" ГАЗ-М-20. На конвейере модель просуществовала три года с 1955-го по 1958-й.
4. В качестве персональных автомобилей для партийной элиты на заводе был налажен выпуск представительских седанов ГАЗ-12 ЗИМ. Собственно до 1957 года автомобиль назывался ЗИМ-12, а завод носил имя Молотова. Автомобиль имел шесть посадочных мест, шесть боковых окон в удлиненном кузове. Количество цилиндров в двигателе, кстати, тоже шесть. Выпускался с 1949 по 1959 годы, далее уступил место легендарной "Чайке". Модификация ГАЗ-12Б в кузове "эмбюлэнс" (по-современной классификации кузовов можно отнести к хетчбэкам) использовалась в качестве санитарной машины и выпускалась по 1960 год.
5. Время шло вперед, назревала необходимость замены "Победы" на конвейере. В 1956 году представителем этого класса стал ГАЗ-М21, позднее просто ГАЗ-21. Двадцатьпервой "Волге" суждено было сходить с конвейера в течении 14 лет. Первую серию можно отличить по звезде на решетке радиатора. Сургутский экземпляр имеет двухцветную покраску. Большинство узлов в автомобиле использовалось от "Победы", а задний мост был от ЗИМ М-12 с укороченными полуосями.
6. Второй экземпляр на выставке в
Сургуте относится к третьей серии модели ГАЗ-21. Именно эту серию можно чаще встретить на ходу в наши дни. Выпуск освоили в 1962 году (данный экземпляр 1963-го). Оленя на капот добавляли владельцы, в серийном автомобиле он не был предусмотрен. Модель отличается передней решеткой с вертикальными стойками, прозванной "китовый ус".
7. "Чайка" смотрится элегантно в сравнении с ЗИМом, хотя влияние американской моды видно невооруженным глазом. От несущего кузова отказались, но рама была новаторской, Х-образной. Двигатель разработали новый, V8. Новшества в модели по тем временам были невообразимые: гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъемники... Годы выпуска модели 1959-1981. Выставочный образец 1974 года выпуска.
8. Так же как "Волга" при переходе к модели ГАЗ-24 стала строгих прямоугольных форм, то же самое мы наблюдаем в изменении облика "Чайки". Первый ГАЗ-14 был собран в 1977 году, а всего по 1988 год было собрано 1114 экземпляров. Колесная база в сравнении с предшественником увеличилась на 200 мм, модель фактически стала одноклассником ЗИЛов, автомобилей высшего класса в те годы. Такую "Чайку" я часто встречал в 90-е. В частности один экземпляр из "обкомовских" гаражей часто арендовали для свадеб.
Следить за обновлениями блога можно подписавшись на журнал, а также подружившись в соцсетях:
Фейсбук,
ВКонтакте,
ОК,
Твиттер. С недавних пор пишу на
GOLOS.io, завел канал на
YouTube. Фотографии в
Инстаграм, подписывайтесь.