У меня есть мечта. Мечта о том, как всем было лучше. Ну как. Ну, не всем. Ну, мечта ведь?
Короче, это касается возрождения института
репутации в соответствии с современными технологиями.
- Рабочее определение: репутация - социальная оценка человека или группы (субъекта). Субъекта, делающего оценку репутации, я назову ассессором.
- Репутация субъекта появляется во взаимодействии с другими субъектами.
- "Базовая" репутация является продуктом кооперации (по успешности и качеству взаимодействия).
- Репутация контекстна в смысле принадлежности какому-либо полю деятельности (или домену). Ассессор валиден только для определённого поля деятельности (хотя, мы все знаем людей, которые знают всё).
- Субъект, принимая какую-либо роль (идентифицируя себя с деятельностью, статусом, отношением, whatever), может "зарабатывать" себе репутацию в поле деятельности/домене, ассоциированным с данной ролью (тут у меня есть сомнения в первичности, т.е. что идёт раньше - выбор роли или действия; склоняюсь ко второму).
- Возможно, это изобретение велосипеда, но мне кажется, что репутацию в каждом конкретном поле деятельности можно представить следующими уровнями:
- Фактический уровень. Знания ассессора о достижениях субъекта в данном поле, теоретических (знания) и практических (навыки). +Знание о временных характеристик - времени нахождения в поле (стаж, годы обучения, время существования). Обычно это представлено субъектом в портфолио и curriculum vitae(резюме) в широком смысле. "В широком смысле" - значит, что можно применить этот взгляд к более большим сообществам - коллективам, компаниям, странам, цивилизациям.
- Презентационный уровень. Он включает в себя подачу себя субъектом возможным ассессорам (- Я очень крутой художник, есличо) и собственно оценку устоявшимися ассессорами фактического уровня поля субъекта (- Ну, он ничотак малюет).
- Несоответствие заявленного презентационного уровня фактическому может порождать негативную реакцию у ассессора и ведёт к потере/ухудшению репутации
Наверняка, всё уже придумано до.
- В этих ваших интернетах много-много социальных сетей. Есть даже всякие openId и oauth'ы, которые позволяют как-то сосредоточивать себя, не распыляться. Всякие современные люди как бы там есть уже. И вот, наверное, они бы и подошли для создания как бы общества с репутацией.
- Хочется, чтобы существовало некоторое дополнение к существующим протоколам аутентификации, которое поддерживало идею репутации.
- Скажем, кнопка "Спасибо/Thank you" вместо кнопок Like, +1 etc. Согласитесь, спасибо требует несколько других условий, чем нравится.
- И вумный-вумный механизм подсчёта репутации (дерево полей деятельности, анализ графов связей пользователей, синергетическая репутация, репутационные кластеры etc)
- И чтобы не было смысла накручивать счётчики. И всё было честно. И чтобы все старались быть лучше, а не схитрить.
Как-то так.
Ну, и как домашнее задание на подумать о репутации - проанализировать политические обещания известных субъектов на соответствие презентационного уровня и фактического.