Еще о созависимых семьях

Jun 08, 2013 23:47

Оригинал взят у elena_ryabtseva в Еще о созависимых семьях

Созависимость - это  контактный стиль, при котором человек удовлетворяет свои потребности через «заботу» о других людях. «Забота» может быть и без кавычек, если о ней попросили. Созависимый человек берет на себя ответственность за мысли, чувства, поступки и выборы других людей, не сообщает партнеру о своих потребностях, при этом активно причиняя последнему счастье посредством отдавания того, в чем больше всего нуждается сам.
Созависимый не доверяет своим чувствам и решениям, собственную ценность определяет тем, насколько он полезен окружающим, не  говорит «нет» и не отстаивает свои права, избегает проявления неприятных чувств в отношениях, сглаживает углы. Когда созависимый сталкивается с тем, что он все-таки смертный и тоже может злиться, он направляет эту злость против себя, а если по какой-то причине не смог вовремя ретрофлексировать и проявил злость по адресу, обвиняет себя в том, что был недостаточно - терпелив, великодушен, добр, благодарен, весел и чудесен. Пал ниже человеколюбивого уровня Матери Терезы (да не оскорблю я чувства альтруистично настроенных граждан!) - расстроился. Когда созависимый не получает того, чего добивался от партнера - тепла, поддержки, заботы, любви, принятия  - он обвиняет себя в том, что плохо старался. Его посылают на три буквы, а он думает: «Черт, плохой суп сегодня сварил!»
Хоть в прошлом посте о динамике созависимой семьи я перечислила «типы» созависимых семей, в реальности это скорее исключение, чем правило, когда в семейной динамике присутствует только нарцис, только пограничник или только зависимый. Чаще всего не бывает четкого разделения. Сейчас объясню почему.
Дети пограничников, нарциссов и зависимых за редким исключением вырастают созависимыми. Травма же работает по принципу навязчивого повторения:  человек повторяет отношения, в которых поранился.  Поэтому для пограничников, нарциссов и зависимых общий партнерский знаменатель - это созависимый партнер. Далее - подробнее по каждому случаю.
Если имеем дело с пограничником (чаще всего это женщина, но чтобы не обижать пограничных мужчин, я буду использовать сексистское «он»), то стоит иметь в виду его проникающий страх одиночества и оставленности. Поэтому у пограничников возможны следующие типы семей.
Вариант  номер раз: долгосрочный мучительный союз с нарциссическим партнером.  Между нарциссами  и пограничниками существует магнетическое притяжение, потому что они являются прекрасным травматическим дополнением друг для друга. Пограничник всегда начинает отношения с идеализации партнера. Что нужно больше всего нарциссу? Правильно, быть идеальным в глазах другого. «Наконец-то небеса сжалились и послали человека, способного оценить уникальность моей личности по достоинству!» - думает нарцисс и ныряет в отношения с головой. О чем, ныряя,  он не имеет понятия, так это о том, что реку пограничной любви можно перейти в брод и дно там каменное: после идеализации наступает обесценивание, после «люблю» - «ненавижу». Познавший рай однажды, нарцисс будет изо всех сил стараться вернуть потерянный рай - так рождается эмоциональная зависимость. Нарциссу с детства приходилось заслуживать любовь эмоционально недоступного родителя, заслуживать любовь - это знакомо. Так партнер-пограничник становится тем самым «родителем»,  единственно-важной фигурой, без чьей эмоциональной вовлеченности и присутствия нарцисс не представляет свою жизнь полноценной. Рано или поздно у любого партнера пограничника наступает момент «с меня хватит!» (чем здоровее партнер, тем скорее наступает этот момент), и человек отдаляется или прекращает отношения. Нарцисс- тоже человек, хоть и сильно израненный. Он тоже в какой-то момент устает от непрекращающегося «люблю-ненавижу» и «стой там - иди сюда». Но не тут-то было: помним о пограничном страхе оставленности и одиночества, да? Пограничник сделает все, чтобы не отпустить партнера, а с нарциссом этот трюк провернуть легко: стоит пустить нарцисса назад в райский сад, и он тут же забудет как это больно - стукаться головой о каменное дно. Но не стоит думать, что только пограничник мучает нарцисса: это садомазохистический союз, в котором партнеры поочередно пребывают в садистической и мазохистической ролях. Из своей грандиозной части, нарцисс транслирует  пограничнику «ты недостаточно для меня хорош», что в пограничнике рождает  много боли и страха быть оставленным, а значит, провоцирует его взрывное иррациональное поведение.
Перечисляя остальные типы пограничных семей, я не буду вдаваться в подробности.
Вариант номер два: союз пограничника со «слабым» партнером. «Слабый» - это тот, кто не уйдет - созависимый или зависимый (алкогольно, наркотически) партнер.
Вариант номер три: множество краткосрочных партнеров,  которых пограничник держит на эмоциональной дистанции. Это отношения из серии «пожевать и выплюнуть». Я знала женщину, которая за 12 лет сменила 11 мужей - как раз тот случай.
И последний, четвертый, тип пограничной семьи не предусматривает партнера вообще, так называемая «мать одиночка». Пограничная мать удовлетворят все свои эмоциональные потребности за счет ребенка (детей). Это как раз тот тип отношений, который психоаналитики называют «инцестуозным», неважно какого пола ребенок (смотрим фильмы «Пианистка» и «Черный Лебедь», а во время рекламных пауз не забываем перекреститься).
Теперь немного о нарциссах. Если нарцисс не встретил пограничника, не познал «рая», он выбирает партнера, за счет которого можно либо безнаказанно и неограниченно самоутверждаться, либо того, кто все стерпит, поймет, простит. То есть, как и в пограничничном варианте номер два, имеем дело с созависимым или зависимым человеком.
Теперь о людях с зависимостью. Во-первых, существует высокая корреляция между любого рода зависимостью и нарциссическим и пограничными расстройствами личности. Пограничники глушат ощущение внутренней пустоты, нарциссы обезболивают чувство собственной ничтожности. Во-вторых, зависимый человек - идеальный партнер для созависимого. Как и пара нарцисс-пограничник, они дополняют друг друга. Каждый из них не умеет заботится о самом себе, но зависимый нуждается в заботе, а зона комфорта созависимого - заботится о других. Зависимый находится в интимных отношениях с алкоголем, наркотиком или патологическим поведением (в случае с игровой или сексуальной зависимостью) и не имеет ни желания, ни возможности что-либо дать партнеру, а созависимый не умеет принимать, поэтому ему будет некомфортно с дающим партнером. И в третьих, созависимый человек часто сам заедает, запивает и закуривает свои беды.
На этом пока все.

отношения, созависимость

Previous post Next post
Up