Выборы, Лао-Цзы и чашка воды

Jan 17, 2017 18:05

Оригинал взят у aylie_serinde в Выборы, Лао-Цзы и чашка воды
Выборы, Лао-Цзы и чашка воды

Американцы сделали выбор в пользу политики страха, гнева и ненависти, и те из нас, кто против неё, пытаются теперь понять, как мы можем продуктивно противостоять ей.
Я хочу защитить мою страну, мою республику. В атмосфере страха, гнева и ненависти оппозиция слишком легко превращается в разделение, фиксированную вражду. Я ищу место, на котором смогу стоять, или путь, по которому можно пойти, где поведение тех, кому я противостою, не будет контролировать моё.

Американцы очень склонны к провозглашению кого-нибудь врагами и ведению праведных войн против них. Индейцы - враги, социализм - враг, рак - враг, евреи - враги, мусульмане - враги, сахар - враг. Мы не поддерживаем образование - мы объявляем войну безграмотности. Мы ведём войну с наркотиками, с Вьетнамом, с Ираком, с ожирением, с терроризмом, с бедностью. Мы видим в смерти (условии, на котором нам дана жизнь) врага, которого надо победить любой ценой.

Поражение для врага, победа для нас, агрессия как способ достигнуть этого: эту навязчивую метафору используют даже те, кто знает, что агрессия и война ничего не решают и не имеют другого итога, кроме разрушения.

Выборы 2016-го года были одной из битв Американской гражданской войны. Даже если мы и не знали этого, об этом знали те, кто голосовал за Трампа, и они выиграли эту битву. Их победа помогла мне увидеть, где моё мышление было ошибочным.
Я буду стараться никогда больше не использовать метафору войны там, где она неуместна, потому что я считаю, что она ныне формирует наше мышление и властвует над нашими умами таким образом, что мы склонны видеть разрушительную силу агрессии как единственный способ решать любые проблемы. Я хочу найти способ лучше.

#

Много лет моей песней была We Shall Overcome (Мы победим). Я всегда буду любить эту песню, то, о чём в ней поётся, и людей, которые её пели, с которыми я вместе маршировала и пела. Но теперь я не могу маршировать и больше не могу её петь.
Теперь моей песней будет Ain’t Gonna Study War No More (Больше не буду учиться войне) (1).
Хотя у нас и были великие учителя мира, такие, как Мартин Лютер Кинг, всё же американцы изучали мир крайне мало.
Путь воина не допускает никаких положительных альтернатив войне, только отрицательные: инерция, пассивность, поражение. Разговоры о «борьбе за мир» - пустая болтовня, нельзя быть «агрессивно мирным». Сузив понимание положительного действия до борьбы против кого-то или борьбы за что-то, мы не рассматривали возможность других видов действия.
Как и маршировавшие из Сельмы в 1965-ом (2), люди, которые сейчас отстаивают свою позицию в Стэндинг-Рок (3), изучают сами и преподают нам тяжкие уроки мира. Они не ведут войну. Они убеждённо придерживаются принципа не-насилия. Они ищут выход из ловушек гнева, ненависти и вражды. Они активно пытаются освободиться и тем самым освободить остальных.
Чтобы обучиться миру, нужно сперва разучиться употреблять слова из лексикона войны, а это очень трудно. Разве не правильно сражаться против несправедливости? Разве Сельма или Стэндинг-Рок - не отважные битвы за справедливость?
Я думаю, нет. Отважные, да, но не битвы. Отказываться от вступления в противостояние с агрессором на его условиях, стоять на своём, быть упорными - это не агрессия, хотя агрессивный оппонент всегда будет провозглашать, что это она и есть. Отказ отвечать насилием на насилие - это мощное позитивное действие.
Но это парадоксально. Очень сложно увидеть, как неделание чего-либо может быть более позитивным, чем делание. Когда все слова, которые нам приходится использовать, отрицательные - бездействие, не-жестокость, отказ, сопротивление, уклонение - очень сложно видеть и помнить, что результат этих отрицательных вещей - положительный, а результат якобы положительного акта ведения войны - отрицательный.
Мы путаем самозащиту, реакцию на агрессию, с самой агрессией. Самозащита - необходимая и морально оправданная реакция.
Но защита дела без драки, без атак и агрессии вообще не является реакцией на что-либо. Это акт, действие. Это выражение силы. Это покоряет.
Реакцией управляет та сила, против которой эта реакция направлена. Те люди, которые теперь провозглашают себя консерваторами, вовсе ими не являются: они - радикальные реакционеры. Позиция реакционера является позицией не деятеля, а жертвы. Реакционер всегда склонен к паранойе, одержимо считает себя объектом множества злонамеренных сил и сущностей, видит врагов повсюду, боится всех, кого не понимает и не может контролировать - каждого иностранца, своё собственное правительство. Многие современные республиканцы всегда занимают позицию жертвы, и именно поэтому они так много ноют, а их партия не имеет положительной программы.
Выбор действия вместо реакции разбивает паралич страха и замкнутый круг агрессии и освобождает нам путь вперёд.

#

Мы восхваляли путь воина тысячелетиями. Мы идентифицировали его с высшим испытанием и примером храбрости, силы, долга, щедрости и мужественности. Если я сверну с пути воина, где мне искать эти качества? Каким путём мне тогда идти?
Лао-Цзы говорит: путём воды.
Самая слабая, самая уступчивая вещь в мире, как он её называет, вода всегда выбирает самый низкий путь, а вовсе не большую дорогу. Она уступает перед всем, что твёрже её, не проявляет никакого сопротивления, обтекает вокруг препятствий, принимает всё, что в неё попадает, позволяет себя использовать, разделять и загрязнять, но всё же продолжает всегда оставаться собой и течь в том направлении, в котором должна.
Океанский прибой подчиняется луне, и у великих течений в открытом море - свои пути. Даже глубокие и спокойные воды всё равно всегда в движении. Зеркальная гладь самого спокойного озера постоянно незримо превращается в пар, взмывая в небо.
Реку можно перегородить дамбой или изменить направление её течения, но вода в реке несжимаема: она не потечёт туда, где для неё нет места. Реку можно так истощить человеческими нуждами, что она исчезнет, так и не достигнув моря, но во всех обходных путях и эксплуатации вода остаётся собой и следует своим путём. Она продолжает течь вниз и вперед, и по земле, и под нею, выдыхая себя ввысь в испарении, поднимаясь туманом, дымкой, облаками, возвращаясь в землю дождём, заново наполняя моря. У воды есть не только один-единственный путь. У неё бесчисленное множество путей, она следует любым доступным из них; она идеально приспосабливается. И вся жизнь на земле зависит от этой пассивной, податливой, неустойчивой, легко приспособляющейся, изменчивой стихии.
Путь смерти или путь жизни? Широкая дорога воина или речная дорога?

#

Я знаю, чего хочу. Я хочу жить смело, в сострадании, в терпении, в мире.
Путь воина полностью допускает лишь первое, полностью отрицая последнее.
Путь воды допускает это всё.
Течение реки для меня - образец смелости, которая может мне помочь не останавливаться, может пронести меня сквозь дурные места и времена. Смелость, которая осознанно податлива и применяет силу лишь вынужденно. Она всегда в поисках наилучшего, самого лёгкого пути, но даже не находя такового, она всё равно всегда продолжает движение вперёд.
Чашка воды, отдающая себя жаждущему, для меня - образец бескорыстного сострадания. Вода щедра, терпима, не защищается, позволяет использовать себя для любых нужд. Как говорит Лао-Цзы, вода течёт в самые низменные, дурные места, принимает загрязнение и любой сор, но всё равно проходит через них, всегда будучи собой - невинной, очищенной и очищающей.
Проточная вода и море для меня - образцы терпения: их лёгкое, размеренное послушание, подчинение необходимости - призыву луны в прибое и вечной тяге земли вниз; безграничная сила этого послушания.
Для мира у меня нет образца. Есть только мимолётные видения мира, метафоры мира, сравнения с тем, что я никак не могу в полной мере уловить и удержать. Среди них есть чаша с чистой водой, медленно плывущая по реке лодка, озеро среди холмов, бездонные глубины океана, капля воды на кончике листа, звук дождя, плеск фонтана, блестящий танец брызг воды из садовой поливальной системы, запах влажной земли.

Медитация

Река, что течёт средь долины,
Творит ту долину, что даёт ей дом.
Вот врата: речная долина.

~
Что истирает твёрдый камень, высокую гору?
Ветер. Пыль на ветру.
Дождь. Дождь на ветру.

Что стирает жёсткость ненависти?
Дыхание. Слёзы.

~
Смелость, сострадание, терпение,
Держащиеся своего пути:
Пути к вратам.

-Урсула Ле Гуин, 16-11-2016.

http://bookviewcafe.com/blog/2016/11/21/the-election-lao-tzu-a-cup-of-water/

-----------------------------------

(1) https://en.wikipedia.org/wiki/Down_by_the_Riverside
"Down by the Riverside" (также известная как "Ain't Gonna Study War No More" и "Gonna lay down my burden") - негритянская песня в жанре спиричуэл. Происходит она из времён до Американской Гражданской войны, хотя опубликована она была впервые только в 1918 году в Plantation Melodies: A Collection of Modern, Popular and Old-time Negro-Songs of the Southland, Chicago, компанией Rodeheaver. Песня также известна под названиями “Ain' go'n' to study war no mo'”, “Ain't Gwine to Study War No More”, “Down by de Ribberside”, “Going to Pull My War-Clothes” and “Study war no more”. Песня впервые была записана квартетом Fisk University Jubilee Quartet в 1920 году (опубликована компанией Columbia в 1922). Из-за своей пацифистской направленности песня также использовалась в качестве антивоенной протестной песни, особенно во время войны во Вьетнаме.
Центральный образ песни - сбрасывание негативных чувств и агрессии и надевание духовных одежд на берегу реки перед её пересечением.
Этот образ имеет несколько значений: это отсылка к баптизму, который в южной баптистской традиции обычно включает облачение в белые одежды и погружение в воду. Он также отсылает нас к восхождению в рай после смерти, используя метафору реки Иордан, которая в Ветхом завете была последним препятствием на пути евреев в Землю Обетованную после их скитаний в течение многих лет по пустыне. Как и в случае со многими другими негритянскими спиричуэлами, библейские образы также можно трактовать как скрытую аллюзию на побег из рабства, при этом река символизирует реку Огайо, которая была границей между теми штатами, где рабство было разрешено, и теми, где уже отменено, в период до Американской гражданской войны.
Припев "больше не буду учиться войне" является отсылкой к цитате из Ветхого завета:

Исаия 2:2-4

Он рассудит меж племенами,
разрешит тяжбы многих народов.
Перекуют они мечи на плуги
и копья - на серпы.
Не поднимет народ на народ меча,
и не будут больше учиться войне.

(2) https://en.wikipedia.org/wiki/Selma_to_Montgomery_marches
Три марша от «Сельмы до Монтгомери» в 1965 году были частью движения за избирательные права и привели к принятию в этом же году нового закона о избирательном праве. Активисты попытались провести три марша из Сельмы до столицы штата Алабама - города Монтгомери, с целью отстоять своё конституционное право голосовать.

(3) https://en.wikipedia.org/wiki/Standing_Rock_Indian_Reservation
Стэндинг-Рок (англ. Standing Rock Indian Reservation) - индейская резервация, расположенная в Северной и и Южной Дакоте.
Протесты против трубопровода Dakota Access Pipeline - это массовое народное движение, начавшееся весной 2016 года в качестве реакции на одобренное строительство трубопровода компании Energy Transfer Partners. Одобренный трубопровод пройдёт через нефтяные поля Bakken в западной части Северной Дакоты в южный Иллинойс, пересекая под землёй течение рек Миссури и Миссисиппи, а также часть озера Оахе недалеко от индейской резервации Стэндинг Рок.
1 апреля 2016 года старейшина племени Сиу в резервации Стэндинг Рок и её внуки основали Лагерь у священной скалы (Sacred Stone Camp) в качестве протеста против строительства трубопровода, поскольку, как они утверждают, он ставит под угрозу единственный источник водоснабжения резервации. Лагерь, основанный старейшиной ЛаДонна Храбрый Бык Аллард (LaDonna Brave Bull Allard), находится на её частной территории и является центром культурной защиты и духовного противостояния строительству трубопровода Dakota Access Pipeline. Протесты на территории строительства в Северной Дакоте начались весной 2016 года и привлекли коренных жителей со всей территории Северной Америки, а также множество других сторонников, создав таким образом самое большое собрание местных племён за последние сто лет. За время протестов было совершено несколько плановых арестов тех активистов, которые приковывали себя к строительной технике в качестве акта гражданского неповиновения.

Подробнее о протестах (на английском) тут: https://en.wikipedia.org/wiki/Standing_Rock_Indian_Reservation#Dakota_Access_Pipeline

На эту же тему - стихотворение Благодарение за декабрь 2016, его перевод здесь: https://vk.com/wall-90153472_752

Перевод: Аля Клейменова
https://vk.com/aylie_serinde
http://aylie-serinde.livejournal.com/

16.01.2017
Впервые опубликовано в: https://vk.com/wall-90153472_764








Урсула, мысли, перевод

Previous post Next post
Up