Анри ВолохонскийАнютины грядки: Книга стихов
Изд-во Пермского университета, 1994. 64 с., из коих стихи занимают 54. Тираж 1000.
Эта книга - вторая в серии "Водолей: поэты русского зарубежья" (издана при содействии фонда "Юрятин"). Первой была книга поэта-экспериментатора, соредактора журнала "Черновик"
А. Очеретянского. В предисловии известного специалиста по русскому литературному авангарду проф. Дж. Янечека отмечается редкая эрудиция Волохонского, его свободная ориентация "в мире классическом и футуристическом". Известно его гностическое толкование "Лолиты" Набокова, изданы комментарии к Бытию и Апокалипсису. На фронтисписе его портрет помещен на фоне текста знаменитой песни "Над небом голубым..." (именно над а не под), сочиненного им в 70-х годах, исполнявшейся
Алексеем Хвостенко, а позже популяризированной Б. Гребенщиковым и ставшей российским эвергрином.
Теперь собственно о стихах. Волохонский - особая фигура в современной русской поэзии, вне мейнстрима. Он владеет разными регистрами, но в целом его поэзию можно определить как пост-обериутскую. Первое стихотворение "Время - глупая служанка..." задает натурфилософскую тему. Типичный обериутский хорей с минимумом знаков препинания. Натурфилософия у Волохонского своеобразная, с мотивами из топологии ("О полом и сплошном"), общей теории поля ("Материя нежная") и, для полного счастья, наверно, синергетики. Но Введенский и Заболоцкий все время на слуху. Нет, однако, введенской экзистенциальности. Так что больше все-таки Заболоцкого, особенно в длинной поэме "Ветеринар бегущий". Затем автор переходит в регистр средневековой аллегории:
А Чистота смиренной Золушкой
На берегу стирает платьице...
Она сегодня собирается
В одну приятную компанию
Где Добродетель председателем
("Пуританин")
Написал Волохонский и свой "Монумент". Начинается так:
Я монумент себе воздвиг не из цемента,
но "в бездну мелких дум он сверзиться спешит".
Отметим еще "Падение Иерихона", написанное торжественным верлибром. Потом "Оправдание" - длинные силлабические стихи с парными рифмами - в жанре дружеского послания с бытовыми деталями - вполне внятно и почти симпатично. "Плач по утраченной тыкве" - визуальная вещь, точнее, регулярный стихотворный текст, визуально организованный. Заключает сборник "Ответ М.В. Розановой на предложение заняться литературой":
Почему я, Мария Васильевна, нынешних книг не читаю?
Да начать хоть с того что я, Марья Васильевна, крыс не люблю...
В общем, книга интересная и поучительная. Но "Шкура бубна", изданная в Париже в 1986-м, по-моему, веселее, ярче и трогательней.
Книга изящно оформлена (очевидно, автором), аккуратно набрана и сверстана (тоже, вероятно, автором), а печать... но мы не избалованы.
(это мой исходный текст, в журнале он немного изменился:
И. Ахметьев. Стихи и песня // «Знамя», № 9, 1995, с.225.)