"Культурный под’ем национальных республик и областей Союза" (1935)

Feb 14, 2016 14:15

Издание "Культурное строительство СССР 1930-1934" (Москва, 1935)
    "Национальные республики и области СССР в истекшие после VI с’езда Советов годы в деле культурного строительства продолжали закреплять и развивать успехи прошлых лет, достигнутые ими на основе Ленинской национальной политики.
    Более быстрые темпы развития школьного образования, принятые для национальных республик, обеспечили возможность осуществления всеобщего начального образования в кратчайший срок.
   Особенно бурным был рост школьного дела в 1931- 1932 г., в связи с постановлением СНК СССР о введении всеобщего обязательного обу­чения. В результате этого количество обучающихся в начальных и не­ полных средних школах в период 1931- 1934 гг. в Таджикской и Турк­менской ССР увеличилось в первой - более чем вдвое, с 61 тыс. до" 125 тыс., во второй почти вдвое - с 68 тыс. до 116 тыс.; в Узбекской ССР в полтора раза - с 363 тыс. до 570 тыс. учащихся. Почти удвоился так­ же контингент в Киргизской ССР, где он возрос с 81 тыс. до 145 тыс., в Азербайджане - с 266 тыс. до 448 тыс., в Дагестанской АССР - с 79 Тыс. до 139 тыс.



С переходом на латинский алфавит около 70 национальностей, было обеспечено широкое издательство учебников для нацменьшинств, не имеющих до сих нор совершенно своей литературы. Это дало возможность быстрого развития грамотности и образования среди многих на­родностей севера (тунгусы и др.), и среди отсталых горских народно­стей Кавказа (Адыгея, Сев. Осетия, Черкесия и др.).
    Такие меры способствовали ускорению темпов введения всеобщего школьного обучения, осуществленному для этих народностей на общем уровне всех народностей СССР.
   Важнейшей задачей хозяйственного и культурного строительства является обеспечение культурного роста национальностей на основе Ле­нинской национальной политики.
   Здесь, наряду с индустриализацией национальных окраин, разрешалась проблема подготовки национальных кадров хозяйственных и куль­турных, обеспечивающих дальнейший рост, социалистического строи­тельства этих частей Союза.
    В этом отношении, особенно за последние 4 года, имеются значи­тельные достижения: сеть учебных заведений развертывается там, где ее не было и не могло быть в дореволюционный период, представители многих народностей вовлекаются в учебные заведения СССР, столичных и индустриальных центров, независимо от территориального размеще­ния коренных народностей.
    В результате за 1928/29 - 1933 гг. произошло значительное увеличение удельного веса отдельных народностей в составе учащихся Сою­за. Наиболее сильные сдвиги обнаруживаются в системе высших учеб­ных заведений.
    Из 14 автономных республик РСФСР вузы имелись в 1930 г. только в Башкирии, Татарской, Крымской, Казакской и республике Немцев Поволжья, а теперь имеются вузы во всех автономных республиках и в большинстве автономных областей РСФСР.
    Такое же положение можно отметить и в отношении техникумов. Здесь при стабильности сети и контингентов от начала 1931 г. к концу 1934 г. для Союза в целом, наблюдается прирост сети в национальных республиках и областях.



Однако, несмотря на целый ряд достижений, необходимо отметить, что на участке национального строительства сделано еще не все: надо продолжать упорную борьбу за национальные кадры, надо укрепить и коренизировать учебные заведения, находящиеся на территории национальных республик, обеспечить большой приток учащихся из коренных народностей и нацмен в систему промышленных, транспортных и сельскохозяйственных учебных заведений, открыть и расширить в национальных республиках и областях учебные заведения, факультеты или отделения по ряду основных важнейших для данной территории хозяйственных специальностей, по которым подготовка национальных кадров пока не обеспечивается на месте.
    С ростом коллективизации получило широкое распространение в сельских территориях многих национальных образований стационарное дошкольное воспитание (детсады). В Узбекской ССР, где в 1931 г. на селе было только 21 детсад, в 1934 г. стало 416 детсадов с охватом 15 475 детей; в Дагестане, вместо 1 детсада, стало 32; в Туркмении, вместо 26 детсадов, стало 183. Впервые были открыты детсады в Таджикской ОСР, в Киргизской АССР, в ряде национальных районов ДВК и т. д.
    Но особенно растет и получает все более и более широкое развитие в национальных республиках, областях и районах сезонная дошколь­ная работа с детьми на летних площадках, имеющая исключительное значение с точки зрения культурного роста женщин.
    Совершенно неизвестные во многих национальных районах зрелищ­ные предприятия - театр, кино - в последние годы стали получать ши­рокое распространение, организуя культурный отдых трудящихся и со­ действуя их культурно-политическому росту.
    В Таджикской ССР, где в 1932 г. был 1 театр, стало к 1934 г. 9 теат­ров; в Туркменской ССР, вместо 1 - стало 5 театров; в Узбекской - сеть их почти утроилась за последние три года и вместо 10 театров в 1932 г., в 1934 г. стало 28 театров.
    Растет быстрыми темпами сеть стационарных киноустановок в этих республиках. В Таджикской ССР вместо 29 киноустановок в 1932 г., стало 92. В Узбекистане сеть их за эти годы удвоилась: было 168, стало 333 стационарных киноустановки. Удвоилась сеть кинопередвижек в Туркменской ССР. Возросла также вдвое сеть стационарок и передвижек в Якутской АССР (было 4 стационарки и 15 передвижек, стало 9 стационарок и 37 передвижек). В полтора раза и более увеличилась сеть стационарных кино в Армении и Грузии и т. д.
     Не менее ярко культурно-политический под’ем национальных республик и областей получил свое выражение в развитии национальной печати, в частности, в развитии газет.
     В 1933 г. книги в СССР выходили на 103 языках, в то время, как в 1931 г. - на 70 языках. Растет листаж книжной продукции, достигший по всем национальным языкам, кроме русского, в 1933 г. 645 миллионов печатных листов-оттисков.
    1932 г. на белорусском языке выходило 199 названий газет, в 1933 г. - 200; на казакском языке в те же годы число газет с 52 названий возрасло до 75; на киргизском вместо 5 названий стало выходить 16 названий; на туркменском вместо 4 названий - 7; на чувашском вместо 16 выходит 34 названия и т. п.
    Приведенные показатели культурного под’ема по национальным республикам характеризуют общую картину роста национальной по форме и социалистической по содержанию культуры, опирающейся на народно-хозяйственное развитие национальных республик, совершаемое под руководством и с помощью передового промышленного пролетариата СССР и его вождя тов. Сталина.
Культура - национальная но форме, социалистическая по содержанию- подняла к сознательной жизни новые десятки миллионов людей.
Настоящий сборник составлен коллективом сотрудников сектора учета кадров, культуры и науки ЦУНХУ Госплана СССР в порядке производственного похода имени ѴІІ Всесоюзного с’езда советов. Редакция сборника принадлежит зам. начальника. ЦУНХУ тов. И. А. Кравалю и исп. об. начальника сектора учета кадров, культуры и науки тов. П. Б. Журевскому"

Распределение вышедших в СССР за 1933 г. журналов по языкам


Распределение вышедших в СССР за 1933 г. журналов по языкам (увеличил то, как обозначалася тут наш язык)


Распределение книжной продукции СССР за 1933 г. по языкам


Распределение книжной продукции СССР за 1933 г. по языкам (продолжение)


Распределение книжной продукции СССР за 1933 г. по языкам (увеличил то, как обозначалася тут наш язык)


Число учащихся коренных народностей в вузах и техникумах на 1-ое октября 1933 г. по нацреспубкликам (красным цветом выделил Крымскую АССР и народ)






Издано: Ц УНХУ ГОСПЛАН А СССР - В/О в СОЮЗОРГУЧЕТ“ - І935

ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР СЕКТОР УЧЕТА КАДРОВ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

P.S. 1) "Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику." " Коренное население-татары, крымчаки и караимы" (Из статьи "КРЫМСКАЯ АССР" в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5 )

2) «В условиях Крыма, как национальной республики, задача обеспечения кадрами из коренной национальности приобретает огромнейшее значение. С ещё большими трудностями придётся здесь столкнуться, чем при разрешении вопроса о социально-классовом составе контингента вузов и техникумов, так как обе задачи должны дополнять друг друга, а не исключать одна другую». Стахонова А. О подготовке кадров / А. Стахонова // Экономика и культура Крыма. - 1930. - №1.

2. Российская Советская  Республика  учреждается  на  основе свободного   союза   свободных   наций  как  федерация  Советских национальных республик. (Конституция (Основной закон) РСФСРот от 10 июля 1918 г.)

2. Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строющееся на основе федерации национальных советских республик. (Конституция (Основной закон) РСФСР от 11 мая 1925 г.)

13. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, … признает право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов советов, с утверждения верховных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в автономные советские социалистические республики и области.
За гражданами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признается право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. (Конституция (Основной закон) РСФСР от 11 мая 1925 г.)

Крым, Крымская АССР, национальная автономия, крымские татары, национальная политика

Previous post Next post
Up