При заключении Соглашения СССР и Польши 30 июля 1941 года советское правительство признавало советско-германские договоры 1939 г. утратившими силу в части территориальных изменений в Польше. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР осудил секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору и признал его недействительным с момента подписания.
После того, как Советский Союз стало штормить и поддерживать тотальную ложь и всесилие карательных органов стало невозможно, государство вынуждено было вернуться к оценке результатов преступлений совершенных в Крыму. Понимая, что сохранить федерацию народов, в ситуации, когда часть народов поставлены в условия принудительной гибели, не удастся, Верховный Совет СССР в 1989 году принял Постановление " О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа", в котором признал считать законными правами крымскотатарского народа возвращение в места своего исторического проживания и восстановление его национальной целостности, что решение проблемы организованного возвращения крымскотатарского народа регионально проводить в рамках централизованной государственной программы в трёх взаимодополняющих формах: (государственное возвращение, планируемое индивидуальное возвращение, групповое возвращение). Для разработки и осуществления государственной программы возвращения татар в Крым создали комиссию Совета Министров СССР. Предусмотривалась разработка программ, направленных на восстановление крымскотатарской школы и учебных заведений с обучением на родном языке, сбор, реставрацию, охрану и пропаганду музейных, архивных фондов, памятников языка, истории, археологии, культуры.
Отдельно отмечалось, что восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму.
http://ndkt.org/o-vyvodah-i-predlozheniyah-komissiy-po-problemam-sovetskih-nemtsev-i-krymsko-tatarskogo-naroda.htmlОтмечалось, что исходя из необходимости создания здорового морально-психологического климата, способствующего успешной реализации государственной программы, требуется решительный поворот всей пропагандистской и политико-воспитательной работы на объективное освещение истории, в том числе и периода Великой Отечественной войны, курса на восстановление справедливости и равноправия в отношении крымскотатарского народа.
Во исполнение данного решения были приняты еще несколько нормативных актов:
Постановление Совета Министров СССР № 1117 «Об образовании Комиссии по организации выполнения постановления Верховного Совета СССР «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа» от 21.12.1989
Постановление Совета Министров СССР № 91 "Об образовании Государственной комиссии по проблемам крымско-татарского народа"
Постановление Совета Министров СССР от 11 июля 1990 г. № 666 "О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область"
Постановление Совета Национальностей Верховного Совета СССР «О ходе осуществления первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область» 01.11.1990
Постановление Кабинета Министров СССР «Об организованном возвращении крымских татар в Крымскую АССР и о гарантиях по их устройству» № 511 от 24 июля 1991 г.
и другие.
В соответствии с этими актами к 1996 году процесс возвращения народа должен был быть завершен. В бюджете СССР на 1991 год, третьей строкой после "Чернобыля" и "Арала" было запланировано 250 млн рублей на финансирование программы "первоочередных мер" от 11 июля 1990 г. № 666.
Во исполнение решения ВС СССР ВС УССР принял Закон "Про восстановление Крымской Автономной Советской Социалистической Республики", но в итоге полностью передал власть Крымскому обкому КПУ. задачей которого была борьба против восстановления прав крымскотатарского народа.
СССР развалился и вопрос реабилитации народа был снят с повестки дня новообразовавшихся государств, и перешел в вялое противодействие возвращению и восстановлению нормальной национальной жизни народа, и активное противодействие восстановлению его государственности, в рамках политики государственного унитаризма.
Постоянное предупреждение высшего руководства страны со стороны народа, всего его депутатского состава, правительства о том, что такая политика неизбежно приведет к дестабилизации в регионе, остались без внимания.
Вернулись к пониманию необходимости восстановления прав народа на своей территории только в результате прямой военной агрессии и угрозе существования всего украинского государства. Понимать эту необходимость Украина стала только после того, как из России начали шатать ее трубу, и стали самостоятельно поднимать вопрос существования в Крыму крымскотатарского народа и под предлогом решения этого вопроса легитимизировать вторжение в Крым и захват его территории.
Украине нужно абсолютно четко определиться с тем что территория государства состоит из территории украинского и крымскотатарского народов, нужно четко разделить полномочия центрального правительства и Крымской Республики, национальной государственности крымскотатарского народа в Украине и прописать это в Конституции Украины и Конституции КР. Украина должна отказаться от каких-либо форм ограничения (гражданство, выделение земельных участков и т.д.) возвращения крымскотатарского народа на свою землю, не считая вопросов обеспечения национальной безопасности, восстановить настоящие названия населенных пунктов и местностей в Крыму.
Крымскотатарский народ во всех своих решениях будет исходить из следующего понимания будущего Крыма: "Крымскотатарский народ торжественно подтверждает историческую истину, что неоспоримым правом наследования национальной территории и её богатства наделён крымскотатарский народ, его молодёжь в любом её поколении, как непреложный наследник достояния, истории и традиции своего народа, нации. " (акт № 2, декабрь 1974 года).
Народу Украины и крымскотатарскому народу нужно договориться о принципах вхождения Крыма в Украину, взаимных обязательствах и гарантиях, и обеспечить права диаспор (национальных меньшинств) на территории Крыма, защиту прав человека и, таким образом, обеспечить безупречность такого статуса Крыма в Украине.
Современное правовое государство не может включать в свой состав подаренные территории (1954 г.), очищенные от естественного населения в результате сталинской политики (1944г.).
Эта политика может развалить государство, также как она развалила СССР и должна быть осуждена на высшем уровне.