При ожоговой травме шок развивается не на 2-3 сутки, а сразу, но, в отличии от того-же геморрагического, травматического шоков, эректильная стадия шока значительно более длительная. А на 2-3 сутки у больного уже токсемическая стадия ожоговой болезни. Это первое.
Любая транспортировка, тем более на длительные расстояния, с многочисленными перекладываниями больных, в условиях минусовых или близких к нулю температур - дополнительный шокогенный фактор. Так что, пострадавшего нужно транспортировать в ближайшее реанимационное отделение, а переводить в ожоговые центры (если они на достаточно длительном расстоянии, более часа езды) только после выхода из шока!!! У больного есть "светлое окно" между выходом из шока и разгаром фазы токсемии.
По поводу интубации в неблагоприятных условиях в машине скорой, самолете - это уже дефект организации, недооценка тяжести состояния пострадавшего. Учитывая длительную транспортировку, перелет больных с массивными ожогами, ингаляционной травмой неоходимо в комфортных условиях отделения реанимации интубировать/трахеостомировать превентивно,а не надеятся на авось. Это же золотое правило для любого критического больного! Так же как и надежный венозный доступ, уретральный катетер, назогастральный зонд. Любой больной при перевозке утяжелиться! Даже здоровые организмы устают после переездов-перелетов.
При ожоговом шоке основное лечение, как правильно указал автор, инфузионно-трансфузионная терапия, обезболивание и адекватная респираторная поддержка (ингаляция кислорода, ИВЛ/ВВЛ при необходимост). Эту помощь возможно оказать в любом отделении реанимации. Специализированная помощь проводится уже после выхода больного из шока.
По поводу сурфактанта: сурфактант при ингаляционной травме обладает положительным эффектом, но при условии учета показаний. Он показан больным при ингаляционной травме с преимущественным рестриктивным поражением дыхательных путей, что и наблюдалось у многих пострадавших из Хромой лошади. Но, согласен с автором, он не входит в стандарты оказания помощи, тем более первой. А вот на специализированном этапе...
Любая транспортировка, тем более на длительные расстояния, с многочисленными перекладываниями больных, в условиях минусовых или близких к нулю температур - дополнительный шокогенный фактор. Так что, пострадавшего нужно транспортировать в ближайшее реанимационное отделение, а переводить в ожоговые центры (если они на достаточно длительном расстоянии, более часа езды) только после выхода из шока!!! У больного есть "светлое окно" между выходом из шока и разгаром фазы токсемии.
По поводу интубации в неблагоприятных условиях в машине скорой, самолете - это уже дефект организации, недооценка тяжести состояния пострадавшего. Учитывая длительную транспортировку, перелет больных с массивными ожогами, ингаляционной травмой неоходимо в комфортных условиях отделения реанимации интубировать/трахеостомировать превентивно,а не надеятся на авось. Это же золотое правило для любого критического больного! Так же как и надежный венозный доступ, уретральный катетер, назогастральный зонд. Любой больной при перевозке утяжелиться! Даже здоровые организмы устают после переездов-перелетов.
При ожоговом шоке основное лечение, как правильно указал автор, инфузионно-трансфузионная терапия, обезболивание и адекватная респираторная поддержка (ингаляция кислорода, ИВЛ/ВВЛ при необходимост). Эту помощь возможно оказать в любом отделении реанимации. Специализированная помощь проводится уже после выхода больного из шока.
По поводу сурфактанта: сурфактант при ингаляционной травме обладает положительным эффектом, но при условии учета показаний. Он показан больным при ингаляционной травме с преимущественным рестриктивным поражением дыхательных путей, что и наблюдалось у многих пострадавших из Хромой лошади. Но, согласен с автором, он не входит в стандарты оказания помощи, тем более первой. А вот на специализированном этапе...
P.S. Опыт имеется, и не маленький :-)
Reply
Leave a comment