Реформа здравоохранения и остров Крым

Apr 28, 2015 11:55



(В первых строках своего письма я приношу своим читателям извинения за долгое молчание. Так сложились обстоятельства, что личного времени стало в три раза меньше. Однако Айболит-67 жив, здоров и открыт к общению. Как любил говаривать наш бывший начмед в ответ на вопрос:
- Как Ваше здоровье?
- Не дождетесь!)


В последнее время набирает обороты скандал вокруг реформы московского здравоохранения. Сокращаются и укрупняются больницы и поликлиники, люди теряют рабочие места, и вообще - в столице стало как-то некомфортно и тревожно. Московских врачей вполне можно понять - меняется (далеко не в лучшую сторону) их устоявшийся уклад жизни. Московским врачам можно посочувствовать - такое происходит, что ни приведи Господь каждому. Не удивительно, что протесты индивидуумов сливаются в некое общее движение, капли превращаются в ручейки, ручейки в потоки и реки, и все это выплескивается на улицу в виде полноводных митингов и демонстраций.

Давайте, однако же, посмотрим на проблему со всех сторон, чтобы на смену плоской картинке в нашем сознании возникло «3D» изображение.

Плачевное положение нашего здравоохранения возникло не вчера и не позавчера. В регионах, в особенности - в районном звене, и в сытые советские времена все было не больно-то хорошо. После распада великой державы лучше там не стало - нарастали проблемы и с инфраструктурой, и с аппаратурой, и со снабжением, и с кадрами. Приятным исключением на этом фоне была столица нашей Родины - город-герой Москва. Исключительные условия экономики этого города были обусловлены не каким-то особенным трудолюбием и предприимчивостью москвичей, а тем простым обстоятельством, что практически все деньги страны проходили через территорию, окруженную кольцевой дорогой и обильно оседали в городском бюджете. Это позволило (в том числе) развивать и медицинскую инфраструктуру, строить и оснащать новые больницы. Не могу сказать, что московские коллеги зажили от этого богато и счастливо, ибо все познается в сравнении - по московским меркам они жили довольно бедно, а вот по российским… С точки зрения провинциального врача, его столичные коллеги просто купались в роскоши. Впрочем, так было всегда, со времен Древнего Рима.

Если посмотреть на проблему не в масштабе одного города, а в масштабе целого государства, то распределение средств на здравоохранение в 90-е и начале 2000-х происходило весьма уродливо и нерационально. То есть, те прежние реформы никак нельзя назвать справедливыми.

Чувство справедливости должно быть в душе у каждого человека, и у любого честного гражданина, столкнувшегося с вопиющей несправедливостью, рождается протест. Этот протест может иметь разные выражения - кто-то выходит на митинг, кто-то - в запой, кто-то заводит в ЖЖ свою страничку и начинает писать туда ядовитые статейки. Важна не столько форма протеста, сколько сам факт его рождения - если он есть, то это значит, что общественная мораль еще не покрылась трупными пятнами и роговицы ее еще не помутнели.

Итак, первые 15 лет постсоветских реформ были чудовищно несправедливыми по отношению к провинциальному здравоохранению. Как реагировали на это провинциалы мы, в целом, знаем - они выходили на митинги, протестовали, уходили в запой или просто уезжали из регионов. Интересно узнать, а как реагировала на эту вопиющую несправедливость медицинская общественность города-героя Москвы? Давайте-ка припомним, сколько раз (и в каких формах) протест против чудовищного унижения провинциальных докторов выплескивался наружу в столице нашей Родины?

Вот по телевизору выступает руководитель какой-нибудь крупной клиники или института города Москвы. Журналист спрашивает у него:

- А правда ли, что наше здравоохранение в глубоком кризисе?

- Нет, не правда, - отвечает уважаемый человек - У нас все очень неплохо.

Помните такие интервью?

Обратите внимание: интервьюируемого спрашивают про государственное здравоохранение, а он отвечает про свое навороченное ЛПУ. То есть, он не хочет заглядывать за черту МКАДа - это просто неудобно, туда заглядывать. Ибо то, что там можно увидеть, может оскорбить взгляд смотрящего. Вот он и не смотрит.

Ах, если бы только руководители ЛПУ-Центров-Институтов вели себя так! К сожалению и многие простые врачи столицы позволяли себе смотреть на своих провинциальных коллег сверху вниз.

- Мы делаем это при помощи ультразвукового диссектора, а вы?

- А мы - скальпелем…

- Отчего же, коллега, вы не пользуетесь ультразвуковыми диссекторами?

- Да нет же их у нас…

- Нет, коллега, Вы не понимаете - здесь нужно работать именно ультразвуковым диссектором… (презрение и тоска в глазах)

Или же не было таких разговоров? Или же мне все это снилось? Столько лет я грезил наяву?

Означает ли все вышесказанное, что я злорадствую по поводу проблем у «московских буржуев»? Совсем нет! Мне искренне жаль моих столичных коллег, я понимаю, как это ужасно - вот так вот, в одночасье, оказаться на улице без работы, лишиться своего любимого и нужного дела. Конечно же, никакой продуманной программы переподготовки и перераспределения кадров, скорее всего, не предложено. Потому что у нас все реформы проводятся кавалерийским наскоком, потому что у нас всегда «нужно уже вчера». И от этого пострадавшим врачам еще труднее. И они выходят на митинги, протестуют и дают трогательные интервью журналистам. Вот об этих митингах и интервью, а именно - об идеологической составляющей этих митингов я и хотел бы поговорить.

Основным лозунгом протестующих является тезис: «Прекратите разваливать отечественное здравоохранение!». Это очень интересная мысль. Интересная потому, что развал начался не вчера и не позавчера, а продолжался два десятилетия. И, кстати, в последние пять лет в больницах появилась мало-мальски приличная аппаратура. И немножко выросли заработки медиков. Не так, как хотелось бы, но все же, выросли - я сужу по собственной больнице и по многим другим стационарам, в которых работают мои друзья. Так о чем же говорят на митингах столичные коллеги? О развале здравоохранения в стране в целом? Тогда у меня к ним простой вопрос: а где же вы были два десятка лет? Давайте будем честными: пока провинциальное здравоохранение тихо умирало, а столичное получало все новые и новые вливания, ни одного организованного протеста в городе-герое Москве не произошло. Наших коллег вполне устраивала сложившаяся ситуация. По стране катилась волна цунами, но наши коллеги, сидящие на семи холмах, спокойно смотрели на все происходящее, уверенные в том, что до них эта волна никогда не докатится. И сейчас до них не докатилась волна, лишь легкие брызги ее прилетели к ним, и возопили они… Так бывает с теми, кто забыл вовремя поинтересоваться, по ком звонит колокол…

Вот, например, не в обиду вам, дорогие московские коллеги - когда в Ижевске бастовали врачи, вы как-то их поддержали? Или (я упрощу вопрос) - можете ли вы сразу, без захода в википедию, показать пальцем на карте, где находится этот Ижевск?

Давайте будем честными - не за нас с вами бастуют московские медики - они бастуют сами за себя, за свои кошельки. И это по-человечески нормально и по-человечески понятно. Представим себе на минуточку, что Саудовская Аравия накрылась медным тазом (вполне возможный сценарий, кстати) и нефть стала по 200 баксов за бочку. И в Москву снова хлынул поток ненфтеденег, и снова открылись больницы и кабинеты. И все снова стало хорошо. Вспомнят тогда наши столичные коллеги про нас, провинциалов? То-то же… Если мы хотим, что бы с нами считались, то мы должны быть Врачебным Сообществом Великой Страны. Вот тогда, если чиновники обидят врачей во Владивостоке, то на митинги выйдет Москва, а если обидят в Москве - выйдет Владивосток. Сегодня же мы не Врачебное Сообщество Великой Страны, а провинциальные местечковые эскулапы: в соседнем местечке лекарей бьют по морде - сидим тихо, авось нас не тронут. И первым таким местечком в нашей стране стал не Мухосранск и не Наплюйск - им стала наша Москва, высокомерно самоустранившаяся от презренного провинциального замкадья.

А при чем здесь Крым? - спросит меня внимательный читатель. Да в том-то и дело, что он здесь совершенно ни при чем! Я помянул этот полуостров потому, что с великим сожалением обнаружил: многие мои коллеги связывают ухудшение положения в больницах с вхождением Крыма в состав России. При этом, вторя эхомосковским и новогазетским либерастам, они повторяют с издевкой фразу «КрымНаш» - вот так вот, в одно слово, демонстрируя этим свое ироничное презрение к действительно историческому событию.

Я обращаюсь к коллегам с просьбой: пожалуйста, следуйте грамматике русского языка! Это словосочетание пишется раздельно - «Крым - наш». И произносится - тоже раздельно. И никакой связи между бюджетом вашей больницы и присоединением Крыма нет и быть не может. Потому что финансовые трудности возникли не из-за «санкций» (которых, на самом деле, вообще-то нет) и не из-за бандеровцев (которые на самом деле есть). Финансовые трудности - из-за ориентированности нашей экономики на нефть и падении цен на эту нефть. И от этого пострадали не только мы и не только страны-экспортеры углеводородов. Транснациональные гиганты типа Shell или Exxon Mobil тоже несут колоссальные убытки - это что же, их тоже наказали «за Крым»?

Но если связи с Крымом нет на текущий момент, то это не значит, что Крым никак не связан с зарплатой простого российского врача. Еще как связан!

Мы всегда хотели, что бы зарплата у нас с вами была «как в Америке». И я тоже этого хотел (кстати - и сейчас хочу!). И еще - хотелось бы, что бы и с жильем у нас с вами, мои любезные коллеги, было бы «как в Америке» - у каждого свой дом, свое ранчо. Яхта у пирса для прогулок в weekend - тоже не повредит. И страховка, и social security, и прочий chewing gum… И ведь так жить хотят не только врачи - так хотят жить и иные обыватели. Те же обозреватели «Эха Москвы» (вот опять - Москва
) - и они тоже хотят, что бы все было «как в Америке» - вот ведь в чем штука-то. Меня искренне удивляет именно это обстоятельство - те, кто хотят жить «как в Америке» как раз и ухмыляются презрительно: «крымнаш»…

Друзья мои и коллеги - поймите простое, но очевидное обстоятельство: для того, что бы у нас с вами было «как в Америке», необходимо быть Врачами Великой Державы. И быть Сообществом, а не толпой. И не смотреть свысока на коллегу только потому, что у него нет столичной прописки. Если мы будем оставаться зимбабвийскими местечковыми лекарями, у нас никогда не будет ни высоких зарплат, ни собственных домов, ни машин с яхтами. А для того, что бы быть Врачами Великой Державы, необходимо, что бы держава была великой. До этого нам еще очень далеко, однако шанс у нас все-таки есть. И этот шанс появился у нас именно тогда, когда Крым стал наш…

С уважением и до скорой встречи!
Айболит-67
при поддержке прогрессивных юристов г.Москвы.
Previous post Next post
Up