Если обратиться к сухим статистическим данным ООН, то стоит рассказать, что население Кот-д'Ивуара составляет 23 млн. человек, среди которых около 40% - дети до 15 лет (да-да, Африка - это определенно континент детей). Средняя продолжительность жизни - 53 года, половина населения живет в городах, половина - в деревнях.
Эту информацию можно почерпнуть из Википедии и других не менее интересных источников, которые казались мне полезными до приезда в Кот-д'Ивуар. Однако по приезде в страну моему взору открылись другие, удивительные и ужасающие факты, о которых не напишут ни в одном отчете ООН, либо по причине их "незначительности", либо они просто остались не замеченными.
Население Кот-д'Ивура, размер территории которой можно сравнить с площадью Германии, представляет собой настоящую этническую мозайку. В Кот-д'Ивуаре 63 этноса, которые можно поделить на 4 большие группы - Акан, Кру, Манде и Гур. Кроме того, в Кот-д'Ивуаре один из самых высоких уровней иммиграции - в особенности много выходцев из соседних Буркина-Фасо, Ганы и Либерии (которые занимаются низкоквалифицированным трудом), а также представлена большая коммуна ливанцев (которым принадлежат большие магазины).
У каждого из 63 этноса свой язык и свои традиции (в частности, это касается свадеб и похорон). Самым крупным этносом является народ Бауле (представителем именно этой народности являлся первый президент Кот-д'Ивура Уфуэ-Буани). Самым распространенным языком после французского является язык народности Дьюла, ведь именно его представители заняли торговую нишу в стране. В этой связи, если ты хочешь выгодно совершать покупки, элементарные познания языка Дьюла тебе просто необходимы.
В былые времена для прекращения войн этносы заключили друг с другом особые соглашения о 'братстве', поэтому при знакомстве ивуарийцы несказанно радуются, если их новый друг - представитель 'братского этноса'. Это оказывает значительное влияние и на политику - население имеет тенденцию поддерживать выходцев из родственных этносов, не вникая в сильные и слабые сторон проводимой ими политики.
Однако все же для ивуарийцев есть ключевые направления, в области которых они довольно-таки требовательны к политикам - медицина и образование. В Кот-д'Ивуаре 7% ВВП приходится на медицину (в сравнение, в России в два раза меньше). В стране существует Министерство по борьбе со СПИДом, и около 3% населения являются ВИЧ-инфицированными. Во всех больницах и по телевидению развернута рекламная компания, повествующая о необходимости проходить тесты на серопозитивность (в частности, для беременных женщин), использовать контрацептивы и в целом быть бдительным. Но скажу честно, ивуарийцы уже давно не боятся СПИДа, и, так же как и в России, это кажется чем то далеким и их лично не касающимся (ни один мой знакомый никогда не имел знакомых/родственников, ставших жертвами ВИЧ/СПИД).
Малярия - слово, вызывающее в нашем обществе судорогу и необъятный страх. Однако по приезде я поняла, что малярия - это всего лишь своеобразный грипп. Ею можно болеть и один, и два, и пять раз в год (как, например, моя соседка), но при своевременном употреблении антибиотиков и посещения врача - малярия не будет атаковать вас более 2-4 дней.
Так почему малярия стала бичом африканского общества? Причина тому - недостаточный уровень образования и убежденная вера в традиционные африканские лекарства. В этой связи молодые мамы в деревнях до последнего лечат своего ребенка отварами из трав и лишь в последнюю секунду бегут в больницу, выяснив в последствии, что использовали травки для лечения не той болезни (и так, около умирают от малярии 60 тыс. детей в возрасте до 5 лет в год). Сегодня как правительством, так и международными организациями были предприняты немалые усилия для предотвращения заболевания, в частности, бесплатное обеспечение москитными сетками для кроватей ( что действительно является самым эффективным методом борьбы ).
Что касается образования, то политические кризисы 2002 г. и 2010-2011 гг. серьезно потрепали учебный процесс, вынудив многих школьников и студентов прервать занятия. Казалось бы, это мелочи, ведь, к счастью, кризисы не вылились в гражданскую войну, а дети не потеряли своих родителей. Однако вынужденная пауза привела к тому, что многие заканчивают школу в возрасте 20-23 лет, а университет в возрасте 27-30 лет. Главное, что заканчивают, можно было бы подумать, и я бы согласилась, не столкнувшись с другой реалией.
Все молодое поколение Кот-д'Ивуаре страшно стыдится своего возраста. Здесь неприлично задавать вопрос "Сколько тебе лет?" ни мужчинам, ни женщинам, а раз сплоховав и спросив, вы увидите смятение в глазах. Вполне вероятно, что вам соврут, приписав себе возраст на пару-тройку лет меньше действительного. Правду вам в любом случае никогда не узнать - ведь многие официально за небольшую сумму обращаются в государственных органах для изменения года рождения в паспорте.
Самым удивительным для меня фактом стало то, что институт семьи как таковой не является крепким - родители большинства моих друзей в разводе. Да и разводом это назвать тяжело, так как многие союзы не имеют официального подтверждения (в особенности, в деревнях, где и двоеженство еще до конца не искоренено).
(В этой семье, проживающей в деревне Насалилье, у мужчины две жены, и живут они как сестры)
При этом в семьях большое количество детей (отсчет начинается с трех), а в случае развода дети остаются с отцом (т.к. финансовое положение последнего более стабильно, да и женщины в большинстве своем даже и не претендуют на воспитание детей). Также родители зачастую отправляют своих детей учиться в другие города (по окончанию начальной школы), где они живут либо самостоятельно, либо у дядей/теть.
Могло бы показаться, что при подобных реалиях могут возникнуть проблемы в отношениях отцы - дети (родные мамы могут исчезнуть из жизни ребенка на несколько лет, затем внезапно объявившись, родителей дети могут видеть только на каникулах, и многое другое). Однако мне еще никогда не приходилось становиться свидетелем более глубокого и искреннего уважения к родителям и к старшему поколению в целом, как ни здесь, в Кот-д'Ивуаре. Молодые ивуарийцы боятся своих родителей и безмерно ими гордятся, именно их советы являются для молодежи последней инстанцией, и их одобрение является первостепенным в выборе университета/дома/жены.
Раньше для воспитания детей одним из самых эффективных методов была... плетка. Мои друзья, которым сегодня больше 23-25 лет с ностальгией вспоминают свое детство, когда в начальной школе учитель хлестал их за опоздания, грязную форму, списывание. С этим связаны десятки смешных историй, как они одевали несколько шортиков под юбочки, чтобы совсем не было больно, как они дома выстирывали свою одежду даже до возвращения домой родителей, как они зазубривали до дыр глупые стишки на французском, которые они помнят и сегодня, спустя 20 с лишним лет. И при виде неопрятных малышей в грязной школьной форме мои друзья восклицают: 'плетки на них нет!'
И взрослые, и дети, и в городе, и в деревне днем и ночью живут золотой мечтой - уехать в Париж. Здесь важно обратить внимание на выбор глагола - именно "уехать в Париж", а не "побывать в Париже", не "увидеть Париж", не "провести отпуск в Париже". Столица бывшей метрополии может сниться, они радуются и одновременно завидуют своим дальним родственникам, умудрившимся проскользнуть (всеми правдами и неправдами) в город-мечту и обосноваться там. Однажды оказавшись в Париже, их братья - ивуарийцы ищут француженок, которые могут обеспечить им получение вида на жительство (ради этого хозяйственные ивуарийцы готовы стирать, готовить, выгуливать собак). В Кот-д'Ивуаре налажена целая сеть по осуществлению нелегальной иммиграции, стоит просто найти надежных людей и подкопить деньжат, всего то.
Почему Париж? Потому что, будучи бывшей колонией, Кот-д'Ивуар по-прежнему находится под гигантским влиянием Франции, в связи с чем все СМИ - если не ивуарийские, то обязательно французские. А теперь представьте, если действие всех просматриваемых фильмов происходит в Париже, если все передачи снимаются в Париже, куда вы захотите поехать? Наверняка в Париж. И именно там, по представлению ивуарийцев, можно заработать много денег, а на присылаемые €50 в месяц своей семье, ваши близкие смогут питаться чуть ли не целый месяц.
При всем при этом большинство жителей являются настоящими "африканистами", они готовы до последнего отстаивать интересы и ценности Африки и следовать укоренившимся в вечности традициям. Так, по приезде в Кот-д'Ивуар я открыла для себя неведомый мне ранее мир мистицизма. При всей своей религиозности (40% населения - мусульмане, 30% - христиане) миропонимание ивуарийцев полностью пропитано верой в существование потусторонних сил и колдунов. В культурным багаже каждого найдется как минимум десяток удивительных историй о колдовстве, имевшем место либо в его родной деревне, либо пережитым его дальними родственниками. Один мой сосед утверждает, что его прадедушка умел перемещаться в пространстве, другой сосед рассказывал, как в соседней деревне один колдун извел всех жителей, моя соседка видела призрак бабушки. И я так могу перечислять бесконечно, ведь теперь и в моем интеллектуальном запасе тысяча историй, услышанных от друзей и учеников. В Кот-д'Ивуаре нет оскорбления более страшного, чем 'ты - колдун', в деревню, в которой живут твои недоброжелатели, ты и носа не сунешь в страхе от наведения на тебя порчи, а если у тебя в жизни что-то не складывается, ты обязательно обратишься к своему марабу (знахарю) для избавления твоего пути от злых духов.
В Кот-д'Ивуаре существует термин 'африканское время', что подразумевает дикую непунктуальность. В связи с этим если концерт запланирован на 19.00, это означает, что в 19.30 вы только можете начинать собираться, а, прибыв к 20.30 на мероприятие, вы полчаса еще будете ожидать начала. Дректор моей школы, назначая мне встречу на 8 утра, может меня принять лишь в 10-ом часу, собрание моей принимающей меня здесь организации Айсек, назначенное на 9, может начаться лишь в 11.
Кроме того, в Кот-д'Ивуаре социальный статус человека оказывает настолько большое влияние на повседневную жизнь, что, раз достигнув определенной ступени, вы повсюду будете слышать лишь 'Господин Директор', 'Господин Начальник', 'Господин Зампредседателя', вы забудете свое имя и не захотите даже его вспоминать, настолько ваш титул будет вам нравиться. Каждый становится маленьким президентом в своей кабинке. И так повсюду - в правительстве, в мэриях, в студенческих организациях, в парикмахерских и на рынках. Так, директора моей школы весь персонал называет 'Господин Директор', но куда чаще - 'Господин Основатель', а в его кабинете и кабинетах замов можно найти его фотографии.
Я попыталась объять необъятное, описать различные стороны жизни и реалии народа Кот-д'Ивуара. И пусть многое осталось несказанным, пусть многое я и сама не успела осознать, главное - что при всех кажущихся для меня странностях и различиях, с ивуарийцами я чувствую себя настолько комфортно и легко, будто и выросла я в их реалиях, а не в далеких сибирских холодах. Они безмерно гордятся своей страной, они великодушно принимают гостей, и они с невероятным оптимизмом смотрят в будущее. Потому что будущее будет обязательно светлым и счастливым.