Инцитат

Apr 02, 2024 12:49


Инцитат - Быстроногий - имя коня, которого император Калигула назначил сенатором. Случай известный, но почему-то воспринимается историками и их читателями как разгул прихоти тирана и поношение традиционных ценностей латинян, буквально гнусное издевательство над римским народом и его законодательством.
А давайте взглянем на этот кейс с философско-политологической точки зрения.

Недавно мелькнула в сети картинка, на которой ученик обращается с вопросом к гуру: «Учитель, что делает меня человеком?» - «Умение найти на картинке все светофоры и велосипеды».

Речь, как вы догадались, идет о стандартной капче, которая должна отличить запросы от человека и от робота. Как ни смешно, но эта проверка является квази-юридической, в зависимости от испытания ваш запрос будет выполнен или отклонен. А теперь наложите ситуацию на фольклор, где «не вполне человеческие» существа (ну там Сфинкс, Баба-Яга и проч.) загадывают герою загадки. Ничего не напоминает? Можно дисер писать о фольклоре как развитии жанра литРПГ, опрокинутом в прошлое.



Поступок Калигулы - вполне логичный эксперимент по верификации античной философско-правовой мысли. Человек, по Аристотелю, есть зоо политикон, «политическое животное» (пример с ощипанным петухом как раз призван показать порочность попыток определить человека через внешние, несущностные признаки). То есть человек есть существо, могущее подать голос в народном собрании на агоре, и этот голос остальные члены собрания примут во внимание. Фактически человек есть такое существо, которое остальные люди считают равными себе в политическом отношении. Поэтому раб не человек, а говорящая вещь. Поэтому женщины и дети не вполне люди, их политические права (а отчасти и вещные права на них)  переданы отцу/мужу (см. о продаже римлянами своих детей и о том, что отец имел право убить любовника дочери и проч.).

С другой стороны, это определение отнюдь не лишало статуса человека существ, физиологически не являвшихся людьми: к примеру, никто в античности не сомневался в таковом праве кентавров, фавнов и иных зооморфных существ (тем более, что в подобной ипостаси могли являться боги и полубоги).

Введя коня в сенат, Калигула философски и юридически безупречно назначил его человеком. И далее, видимо, с интересом наблюдал: как отнесутся разные партии к новому сенатору (политически нейтральному, не связанному родственными и клиентскими связями со знатными родами), каким образом они будут добиваться признания, что он проголосовал именно за их предложение, как будет учитываться его голос при выявлении сенатского большинства и т.д. Да и вообще, приятно иметь в этом гадюшнике человека, строго поддерживающего только тебя и не берущего взяток в миллионы сестерциев.

Я думаю, любой политолог не отказался бы от наблюдений за подобным экспериментом :)

Previous post Next post
Up