Garbage против гламура

Oct 25, 2012 21:45



Честно говоря, не люблю я помоек и мусора, даже называемого элегантно garbage. Хотя сейчас из энтого самого мусора такие happening  и инсталляции устраивают, вроде даже стиль такой есть.

Так вот как раз с помойки и начинается повествование о самом успешном герое нашего времени. Успешного в смысле, со времен как выхода когда-то  книги Минаева, так и самого кассового российского релиза нынешнего года - типа удачней не бывает - фильма «Духless». А так - катится себе мусорка и катится, а ты сидишь и не врубаешься - зачем, почему, откуда, куда?

А потом резко сменяется пейзаж и ритм. Начинаются суровые будни гламурного баблоруба. По степени интенсивности напоминают трудо-соко-выжималку. Стресс на стрессе, стрессом погоняет. Назвать это новым словом или кадром в киноискусстве нельзя, я это наблюдала неоднократно и в российских фильмах, и в западных, но особого отторжения не вызывает.


Работа = клубы = работа

Итак, Макс (Данила Козловский) трудится топ-менеджером.  Солидная фирма - русско-французский банк. В книге Минаева этот герой работал в фирме, торгующей зеленым горошком, что было, наверное, не так престижно, зато намного понятнее и полезнее на взгляд простых обывателей.

У Макса, «скромно» определяющего себя как «хозяина жизни», комфортабельная квартира в стиле хай-тек, элегантные костюмы,  дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа, верная секретарша, похмельный начальник (Михаил Ефремов),  имеется даже свой корпоративный стукач, это чтобы жизнь уж совсем раем не казалась.


В свое время я с трудом продралась сквозь минаевский текст, настолько дремучим и корявым он мне показался. В фильме же диалоги на удивление внятны и остроумны. Повествовательная линия выстроена более точно, акценты заметнее.

После работы жизнь Макса также заполнена всякими модными прибамбасами: рестораны - так самые фешенебельные, клубы наимоднейшие, само собой, светские тусовки, виски, кокаин, the телки …

На первый взгляд, личность совершенно бесполезная и даже вредная в глазах большинства россиян. В исполнении одного из самых красивых и харизматичных российских актеров Данилы Козловского  такая гламурная жизнь вызывает весьма противоречивые чувства.


Сейчас после знакомства с системно-векторной психологией Юрия Бурлана я определяю героя как развитого и реализованного обладателя кожного вектора.

Только вот в российскую систему ценностей такой герой вписывается неудачно. С одной стороны, лениво и очень по-русски констатируется вымершая духовность в обозреваемой среде обитания, но при этом внешне поток привычных действий никак не прерывается. Где-то на подкорке мыслишка дребезжит: неправильно все это, не по-людски.


Вроде как Максу и стыдно за то, что и кто рядом. Но это как после похмелья: нестерпимо за всё и всех подряд совестно, но больше всего - перед собой и за себя.

И вот сложно мне понять: это зрительный вектор Макса говорит, или проявляется общий уретральный российский менталитет, напрочь отвергающий кожные ценности современного мира.

Кстати, начальник «Обители Зла», как называет Макс свою работу, (великолепная работа Михаила Ефремова) тоже представитель кожного вектора, может быть и развитого, но далеко не реализованного, бывший комсомольский работник, привыкший играть в суровые подковерные игры, потому и подставляющий активного молодого соперника.


Зигзаги неудачи???

Почти одновременно в этой экзистенциальной  тошнотворной круговерти случается два события. В жизнь Макса вторгается оппозиционерка Юля, и тут же предоставляется шанс перейти из категории наемных менеджеров в «хозяева жизни».

Девушка Юля - из пародийно инфантильной группы политактивистов, корявыми лозунгами протестующих против постылого мира безвкусного потребительства,  в жизнь героя влезает довольно бесцеремонно, грубо дергая за рукав и пытаясь вытащить  на путь истинный, по своему разумению, есссно. Девочка тоже кожная со зрением и со звуком, но подробно об этом попозже.


А вот второе событие - от старого знакомого. Пусть и не очень близкого. Миша Вуду (Никита Панфилов) - этакий современный вариант Мефистофеля, очень уцененный канешна. Какое время - такие и дьяволы. Такой персонаж, чтобы провернуть свои дела, обязательно должен обладать кроме беспринципности кожного вектора, проницательностью, или вернее, чуйкой, вектора обонятельного, и умением уболтать кого угодно вектора орального.

С политактивистами Макс разобрался быстро, проницательно  классифицируя  их как маргинальную шайку крикливых неудачников, способных  только цедить дешевое пиво в забегаловках, а протестовать лишь жалко и трусливо.


Но с искушением стать хозяином собственного дела Макс не справился. Причин, по которым, этот вроде бы уже взрослый товарисч стал жертвой явного лохотрона, несколько. Первая - инфантилизм, с которым он искренне считает себя гением, а всех окружающих держит за тупых идиотов. Второе - странная и наивная вера, что все только и мечтают его, такого умного и прекрасного,  осчастливить.  Но, учитывая уретральный менталитет общества, правда, вывернутый наизнанку, в себя, такое поведение вполне адекватно.


А еще надо учесть такой момент. Наивно-циничный и доверчиво-подозрительный Макс, как и все люди, получающие высокие доходы, столкнулся в определенный момент с весьма непростой проблемой: что делать с теми деньгами, которые не получается уже потратить. Также в картине совершенно не читается очень значимый аспект деловой жизни. А ведь именно здесь скрыт действующий конфликт. Это - наличие в деловом мире огромной  пропасти между теми, кто живет на зарплату, сколь бы высокой она не была, и теми, кто владеет собственным бизнесом.

Здесь рулят кожные амбиции, а поскольку действие происходит в России, на законы, как юридические, так финансовые, мало кто обращает внимание. Но прыжок из «царства необходимости» в «короли жизни» не состоялся, что, в принципе, вполне закономерно.

Действительно  мир бизнеса очень жесток. На этом поле от игроков требуется не только невероятно напряженная ежедневная работа, но и умение даже после самого обидного и унизительного поражения собраться с силами, скреативить что-нибудь совершенно необычное и победить. Выданные же в фильме бессмысленные же тусовки, наркотики - вся эта мышиная возня обрекают героя на неудачу.

Катарсис


Но сценаристы, в отличие от Минаева, дают Максу шанс.

Заставив пережить  смерть лучшего друга. А Вадим (Артем Михалков) погибает в известной мере из-за нелепого мальчишеского желания Макса «проучить» его типа за жадность.

И подарив возможность любви, такой юношеский всплеск эмоций. Здесь можно говорить о наличии у героев зрительного вектора. Только развитость и реализованность этого вектора оставляет желать лучшего. У обоих.


Эта история любви дана пунктиром, и она еще только начинается.

Юля (Мария Андреева) агрессивно и настойчиво  показывает Максу реальный мир, где существуют нищета, болезни, детская смерть.

И оказывается, что это его трогает, задевает за живое. Макс вспоминает об умирающем в больнице мальчике после смерти Вадима. Правда, поздно уже - мальчик в коме, но возможно деньги, отданные Максом, помогут кому-то другому. Простые человеческие чувства подскажут, как избавиться от страха и ненависти, даже если тебя обманули, подставили, кинули.

Фантасмагорическая сцена, когда герой на помойке выныривает из кучи мусора, смотрит на небо и понимает:  все, что было  - деньги, гламурные гаджеты, наркотики -это пустышки, это не имеет значения, важно жить и просто оставаться человеком!

Романтическая линия в фильме скомкана, но в конце именно звонок Юли заставляет Макса вернуться в мир, где он кому-то, оказывается нужен.

Фильм ведет речь о вещах вечных: человеческой алчности, предательстве, глупости, пошлости. К сожалению, сегодня эти проблемы особенно актуальны и выходят на первый план. Наша страна переживает сейчас переломный момент истории. Понять и осуществить предназначенное каждому и всему обществу в целом, можно только осознав свои истинные способности и потребности.

Данила Козловский, Системно-векторная психология, Юрий Бурлан, кино

Previous post Next post
Up