«Чистейшей прелести чистейший образец…»

Sep 08, 2012 00:30


В детстве и юности я зачитывалась Пушкинскими стихами. Просто брала томик, и страница за страницей погружалась в такое необъяснимое и чудесное…

И, конечно же, слышала байку про стервозную ветреную красавицу жену, сгубившую великого поэта.

А потом увидела акварель Брюллова. И что-то засомневалась. Не мог этот ангел быть бездушной мерзавкой.
Эта совершенная, невероятная красота сослужит Наталье Николаевне очень неоднозначную службу.

А недавно, перебирая закладки, обнаружила, что на днях исполнилось два века, как Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская пришла в этот мир. Пришла, чтобы остаться в нем навсегда.


Аз есмь

Наташа Гончарова появилась на свет буквально под гром пушек Бородина, на следующий день после исторической битвы в тамбовском селе Кариан, а выросла в Полотняном Заводе. Именно здесь, в калужском имении Гончаровых, одно время располагалась ставка Кутузова. И воспоминания об этом были всегда семейной гордостью.

Пятый ребенок в семье, она росла в очень непростой обстановке. Властная мать, безвольный отец, взбалмошный кутила дед, любивший и баловавший маленькую Ташу. Получила весьма хорошее домашнее образование: языки - русский, французский, немецкий, английский, история - русская и мировая, география, литература. Наталья Николаевна не любила вспоминать о своём детстве.
Сколько камней было брошено в ее сторону за якобы «невежество».
«Пустышка», «кукла», «малообразованная», «обученная только танцам и умению болтать по-французски», «чуждая всей умственной жизни Пушкина» - как ее только не клеймили.
Выводы делались на полнейших пустяках, теми, кто практически ничего не знал о фактической стороне дела, через много лет после кончины поэта и самой Натальи Николаевны.
В Российском государственном архиве древних актов хранятся детские тетрадки Наташи Гончаровой - по античной мифологии, всемирной истории, географии, синтаксису…
В "Ученической тетради за 1822 год» записано: "Дни юности! быстро вы, быстро промчались!/ Исчезло блаженство, как призрак во мне..." Вот тебе и одни танцы!

Судьбоносная встреча


Несравненную красоту Натальи Николаевны заметили очень рано в светском обществе, где она была всегда окружена поклонниками. Как свидетельствуют современники:
«Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо».
Отмечали ее такт, умение держаться, глубокую порядочность, изысканное изящество, comme il faut - без малейшей фальши.
Пушкин увидел юную красавицу Наталью Гончарову на балу в декабре, а в апреле уже просил ее руки. Но прошло почти два года всяческих перипетий прежде, чем состоялось венчание.
У жениха репутация была, прямо скажем, не ах: бедный, картежник, политически неблагонадежен, не очень молод и далеко не красавчик.
Но Наталья Николаевна, преодолевая сопротивление матери, казалась «очень увлечённой своим женихом».

И как там, на небесах?

Свершилось. При венчании упало кольцо, погасла свеча, Пушкин побледнел, ведь он был очень суеверен.
Но после свадьбы он пишет другу: «Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Этот брак длился всего шесть лет, за которые Наталья Николаевна родила четверых детей.
Говорить при этом, что у нее в голове были только светские развлечения даже как-то странно. Когда ей было особо развлекаться-то?
Да, необычайная красота жены поэта произвела сильное впечатление в свете. Но она была очень сдержана, почти холодна, неразговорчива. Но подумаем - могло ли быть иначе?
Как совершенно справедливо отмечал писатель Николай Раевский: как жена «первого поэта России», человека, имевшего не только друзей, но и врагов, Пушкина с самого начала оказалась в «нелёгком положении»: одни ожидали видеть в ней совершенство, другие - «искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбивого поэта».
Сама Наталья Николаевна позднее писала, что свои чувства раскрывать ей «…кажется профанацией. Только бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца».
Очень долго считалось, что Наталью Николаевну занимали только светские развлечения, а дом и семья не интересовали. Но сейчас, после того, как были прочитаны ее письма к родным, стало известно, что на «поэтической Пушкиной» лежала ответственность за весь дом, детей и почти все практические вопросы семейного быта, издательской деятельности Пушкина, юридические и судебные дела. Материальное положение в доме Пушкиных всегда было очень сложным.
Да, она танцует на придворных балах, где имеет большой успех, но это, пожалуй, обычное положение вещей для того времени.
Ее повышенная ответственность за близких сказывается и в том, что она приглашает в Петербург к себе своих сестёр: они тоже должны устроить свою судьбу. Это тоже сыграет свою роковую роль в последующих событиях.

Черная роль белого человека

Знакомство с Жоржем Дантесом состоялось как обычно на балу. Блестящий красавец кавалергард начал бурные ухаживания. Заметим, что до этого никто не связывал имени Натальи Николаевны с кем бы то ни было, упрекать ее было не в чем. Насколько и в чем была виновата молодая женщина, впервые столкнувшаяся с такой атакой, - дискутируют до сих пор. Обвиняют ее в смерти поэта многие, порой с такой горячностью. Приложились к этому процессу Анна Ахматова и Марина Цветаева. Думаю, что руководствовались они, в основном, чувствами, а не реальным изучением того, что произошло. И при всем моем уважении к их поэтическому таланту, эти дамы отнюдь не отличались аскетизмом в интимной жизни. А тут так раскочегарились.
Сам же Дантес столько всего противоречивого написал о предмете своей страсти - «самом прелестном создании в Петербурге», что точно понять, о ком идет речь, довольно сложно. Но это меня особо и не волнует.
Через много лет в дневниках Дантеса нашли необычное признание, писавшееся явно не для публики: "Она была столь прекрасна, что казалась ангелом, сошедшим с небес... Она осталась чиста и может высоко держать голову, не опуская ее ни перед кем в целом свете. Нет другой женщины, которая повела бы себя так же".

«Тебя мне ниспослал…»


Совсем неудивительно, что та, от которой, по общему свидетельству, нельзя было глаз отвести, такова была ее божественная красота, подверглась такому ожесточенному осуждению. Такой прелести ей простить не могли. И до сих пор не прощают.
Мадонной ее называл не только поэт и муж. Нечто магически притягательное присутствовало в ее облике. Ее совершенная красота, как признавались современники, "проникает до самого сердца". Такой образ, наслаждаясь «совершеннейшим созданием Творца», можно созерцать бесконечно. Этой "необыкновенной красотой", переставая молиться, любовались в церкви, где о женских чарах непозволительно даже думать.
А поскольку мыслить стереотипами гораздо проще, такую для равновесия лучше обвинить в легкомыслии и других грехах.

Попробую разобрать ситуацию с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Александр Сергеевич Пушкин - ярчайший представитель сочетания уретрального и звукового вектора. Убойная связка, биохимия - «горячая» уретральная и «холодная» звуковая, порождает ничем не мотивированную тоску. Последние годы жизни поэт буквально рвался к смерти, играл с ней.


Ему была нужна именно такая жена. С сильной кожно-зрительной связкой, в потенциале, настоящая женщина мечты.
Кожный вектор проявляется во многом: Наталья Николаевна, в отличие от Пушкина, прекрасно считает, на ней вся домашняя бухгалтерия, она ведет издательские дела мужа. Ведь если Пушкин спрашивает жену: "Что Плетнев? Думает ли он о нашем общем деле?", - она должна быть в курсе всех вопросов по изданию нового альманаха: как творческих, так и финансовых.

О зрительном векторе говорит ее сострадание, доброта, умение сочувствовать. О этом говорят ее письма к родным, полные любви и нежности. Об этом свидетельствует и тот ужас, в который ее повергла смерть любимого мужа.
Уже много позднее Наталия Николаевна призналась: "Я слишком много страдала и вполне искупила ошибки, которые могла совершить в молодости...".

Сейчас я смогла лучше и полнее понять , что  в векторном наборе Натальи Николаевны несомненно присутствует еще один - анальный. Именно здесь заключается ее семейная судьба. Блестящая светская красавица была замечательной матерью. Она сама занималась воспитанием и образованием своих детей, научив детей боготворить своего великого отца.
Именно Наталья Николаевна Пушкина сохранила все, что было написано рукой поэта: стихи, прозу, письма, дневники, даже счета и расписки. Она же сберегла и все пушкинские реликвии. Рассказывать можно долго.


Да, она вышла замуж, исполнив последнюю волю мужа - «после траура выйти замуж за порядочного человека». Только Пушкин завещал всего два года траура, а она провела в нем долгих семь лет. Это были очень тяжелые годы: четверо детей и страшное безденежье, практически нищета.
К ней сватались многие: женихи именитые и состоятельные, вот только ее дети были им не нужны.
Но Наталья Николаевна всегда говорила: "Кому мои дети в тягость, тот мне не муж!". И такой человек, которому дети поэта не стали помехой, нашелся. ее вторым мужем, отцом трех ее дочерей стал генерал Петр Ланской, относившийся к старшим детям как к родным.

По-видимому, он тоже являлся обладателем анального вектора. А генеральство? В то время служба была практически единственным жизненным путем для дворян. Их брак был спокойным, почти товарищеским.

Мы всегда будем помнить ту, кому великий поэт Александр Сергеевич Пушкин - «наше все» посвятил эти изумительные строки:
«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».

слово, Системно-векторная психология, Юрий Бурлан, Александр Пушкин

Previous post Next post
Up