Ажурная сказка крестецкой строчки

Aug 22, 2013 18:03

я уже упоминала, что в рамках "Открытой пятницы" побывала в музее "Крестецкая строчка". Это очень красиво. предлагаю рассмотреть все это подробнее.


Крестецкая строчка - народный промысел, зародившийся в Новгородской губернии.

Здесь  издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других уездах занимались строчевой вышивкой "на ломаной игле" (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. Полотно там ткали не тонкое, поэтому и сетку продергом получали с более крупными ячейками- от 1 х 1 до 5 х 5 см.

Мне так больше всего понравилось , конечно, платье для Олимпиады -80. Сама бы такое с удовольствием надела





Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п. Мастерицы переносили на полотно белизна снега, замысловатые рисунки на морозном стекле, красоты родной природы, вид покрытого инеем зимнего леса. Узоры получались прозрачные и ажурные, из-за чего их часто принимают за кружево.



Главной особенностью этой техники является использование сновочной строчки ("сновки" - дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной сетке такая сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра.



К концу XIX века под Новгородом выделяются два основных центра строчевой вышивки - крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени окончательно формируются традиции этой техники, а также ее название - "крестецкая строчка".



Мастерицами было разработано много разнообразных ажурных (гипюрных узоров), названия которых в наши дни звучат как песня: "старинный", "рассыпной", "мыльный пузырь", "тарлата", "вологодское стекло" и др.



Тарлату и крестецкую сновочную сетку выполняют по сетке с крупными ячейками. В тарлате плотный узор настилали по неперевитой сетке (внешне он напоминает прием "настил", характерный для счетной вышивки), сочетая с ажуром в виде цепочки ромбов или квадратов, образованных воздушными петлями или диагональными сновками.  Часто они бывают украшены прозрачным узором, состоящим из четырех или восьми лучистых звезд с круглыми копеечками.



Мыльный пузырь - самый тонкий и воздушный из вышеназванных швов. Он состоит из легких прозрачных двойных и тройных тончайших кругов с перемычками, располагающихся на перекрестках сетки с широкими или узкими столбиками и тонких диагональных сновках.



Старинный и россыпный гипюры, наоборот, - легкие прозрачные разделки. Их всегда сочетают с плотными элементами узора. Эти два вида крестецкой строчки выполняют на крупной или мелкой часто неравномерной сетке с тонкими столбиками, обвитыми простым швом. В старинном гипюре легкий узор сочетается с плотными восьмиконечными розетками, напоминающими ромашки с удлиненными лепестками.



В россыпном гипюре полупрозрачный геометрический орнамент, выполненный мелкой сеткой, является основным. Он дополнен ажурными разделками из все тех же воздушных петель, мелких звезд и четырехлепестковых цветов. Сновочные мотивы выполняют без сетки на вырезанном в ткани квадрате, в котором протягивают большое число диагональных сновок, перекрещивающихся в центре. На этих, расположенных веером по кругу, сновках штопальным швом выполняют плотные фактурные розетки с ажурной серединой. Эти рельефные розетки, напоминающие сказочные многолепестковые цветы, создают мощные акценты в ювелирно отточенном ажурном узоре. В узоре они часто сочетаются с многолучевыми звездами. Плотные, словно чеканные розетки, образованные частым переплетением белых ниток, объединяются с узором, состоящим из россыпи мелких кружков или легких воздушных петель.



Сочетание крупных звездчатых форм, заполненных легкими ажурными разделками, наподобие пены, с небольшими снежинками образует красивый узор, известный у народных мастериц под названием вологодские стекла. Техника выполнения этого узора весьма трудоемка и требует большого мастерства. Основной узор почти всегда объединяется с широкими и узкими узорными мережками. Сложные узоры этих мережек выполняются с помощью дополнительных сновок, т. е. ниток, проложенных в определенном порядке по столбикам. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, можно сказать, ювелирностью, напоминая украшения из серебряной скани.



Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. А на выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры.



Кстати, так часто бывало, что превратившись из домашнего рукоделия в промысел,  способ заработка, вышивка сразу становилась и занятием для мужчин. Причем, сильная половина человечества в искусности ее исполнения не сильно проигрывала женщинам. Так в 30-е годы в одну из строчевых артелей Крестецкого района были объединены ... только мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.



В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти. Одно из них - "Москва-порт пяти морей" - с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть "Созвездие" с узором, изображающим 11 звёзд - по числу республик, входивших тогда в состав СССР.



Появление с середины 1950-х гг. технологии машинной вышивки не прервало традиции крестецкой строчки. На одноименной фабрике, основанной в 1959 г., и по сей день существует цех ручной строчки, а также - экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.







Источник текста

Серф

Великий Новгород, творчество, искусство

Previous post Next post
Up