Советская школа меня ничему не научила

Mar 08, 2012 09:30


Божественная забота о человеке всестороння, что вызывает у последнего массу нареканий




Так уж получилось. Постоянно читаю о преимуществах советского образования. Вот решила бросить свои три копейки.
Я училась в самой что ни на есть советской школе, закончила ее более 40 лет назад.
но все по порядку.
Читать, писать, считать. управляться с цифрами, в том числе, и дробями меня научил мой отчим - молодой муж моей матери. который в 22 года вдруг обзавелся большой говорящей куклой - падчерицей.
Был он не очень образован - всего лишь курсы топографов, не уверена, что он даже десятилетку закончил. родом из большой семьи в глухом дальневосточном поселке со знаковым названием - Незаметный.
Спокойный, немного наивный, глубоко порядочный, он возился со со мной, 5-летней, терпеливо, не жалея времени и сил, благо, все шло как по маслу, и результат был налицо.

В итоге,  к школе я уже читала запоем. шустро считала, складывала. вычитала, а любимой игрушкой. за неимением других, стал толстенный серо-синий том  Пушкина. с другими развлечениями в геологоразведочном поселке Довгалевка за 400 км от ближайшего города было туговато. там даже из детей моего возраста или хотя бы близкого, был только соседский мальчик Сережа, на год младше.
В школе такого "ундервуда", как я, встретили отнюдь не с распростертыми объятиями. я откровенно скучала, а потом регулярно хватала "1-цы" по поведению, за то, что "читала под партой постороннюю литературу".
Чтение стало моим наркотиком на долгие десятилетия. Именно книги были моими главными учителями.
На уроках главной моей проблемой было - я ни понимала, что тут можно не понимать, когда кто-то мямлил у доски. И совсем не сразу усвоила, что такие мысли лучше держать при себе. но после нескольких ударов ногой по почкам в школьном туалете   - въехала.
Отдельное кино было с английским. Когда я училась во втором классе, прислали к нам в глухомань молоденькую учительницу. весьма романтическую  особу. А поскольку главным развлечением местных парней в выходные был забег под алкогольными парами, девушка решила,  чтобы не дисквалифицироваться окончательно, собрать мелкотню, еще не испорченную местными традициями, и попытаться их чему-то научить.

Не помню. как остальные, но песенку из "Детей капитана Гранта" - "Сaptain brave, captain brave, keep is smiling", я напеваю до сих пор.
Мне очень повезло, потому что следующий раз я встретилась с настоящим  учителем английского лет через пять, уже в восьмом классе (я сдуру, да еще и подстегиваемая честолюбием  мамани, однажды решила сдать экстерном и перескочить через класс, идиотка, украла у себя целый год детской беспечности). Английские книжки я тоже очень любила и читала их на уроках, якобы английского (по расписанию), но так учителей не было, нас для проформы собирали в классе, ставили галочки...
Я думаю,  что у моих соучеников впоследствии могли быть проблемы с высшим образованием, в то же время полагаю. что им-то как раз это образование на фиг не было нужно.
Итак, мой английский я в зачет школе не ставлю - а если бы не попалась такая энтузиастка?
Далее мое обучение проходило следующим образом: где-то в августе я брала стопку учебников и методично их пролистывала. Имея фотографическую память, по 6-й класс я была "круглой" отличницей, которой писали в дневнике - "Успевает только на пять".
И вдруг, скакнув через класс, я очутилась в совершенно незнакомом мире. Почти еще глупая маленькая книжная девочка среди бушующих гормонов, это учебники я щелкала как орешки, жизнь в классе, наступающие межполовые отношения - тайна за семью печатями , и вообще в жизни - полная буль-буль, ЧУЖАЯ. Так и осталась. В выпускном классе я прогуливала по-черному, сидела в областной библиотеке, зачитываясь Ремарком и Саган, но экзамены сдала на отлично почти все, кроме химии.
В нашем Шанхайчике, между тем, такие страсти бушевали, одна из учениц прямо с выпускного бала отправилась в роддом - любовь, морковь и прочее раздолбайство.
Учителя меня, мягко говоря, не долюбливали. Начальство, конечно, таскало меня на разные олимпиады, а вот рядовые кожные преподы, меня с трудом переносили. Сейчас-то я их понимаю, времена были суровые,  особенно на Дальнем Востоке, где все завозится с материка. Почти у всех были огороды, живность опять же забот требовала. А тут какая-то пигалица задает ну уж очень неудобные вопросы и ловит их на том, что материал, например,  по литературе, они читают слово в слово по учебнику.
Чему- нас совершенно не учили - это думать. Лучший ученик - тот. кто тупо повторит то, что провещал учитель. Свое собственное мнение - караул, крамола. но это уж материал для другого опуса.
А закончить хочу восточной мудростью:
 "Обучение не приносит пользы никому, кроме тех. кто к нему предрасположен. А им оно тоже нe нужно".

школа, поиски себя

Previous post Next post
Up