из бересты можно сделать все

Sep 16, 2016 11:01

так считает мастерица из Боровичей Татьяна Константинова


как говорит сама Татьяна:
Художником сейчас называет себя каждый второй. А в бересте я могу стать если не единственной, то, во всяком случае, одной из немногих, кто делает не штамповку, а действительно занимается берестоплетением.


На первой персональной выставке берестяных дел мастера представлено более 100 авторских работ. Все отличаются удивительным богатством форм и размеров - от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей), от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и разнообразных детских игрушек для малышей из экологически чистого материала, так востребованного в наше время, а также корзинки и коробочки, туеса, украшенные тиснением и резьбой. Вместо традиционных полотенец, салфеток и половиков - коврики, сплетённые из лесных, полевых и луговых трав. Потому и на выставке пахнет не нафталином, а цветущим лугом.



А талант от деда, Павла Прокопьевича - искусного мастера по бересте. Его изделия корзинки, солонки, лапти в своё время пользовались большим спросом в деревне, - рассказывает Татьяна.

Павел Прокопьевич Павлов (1877-1953) слыл искусным мастером, его корзинки, солонки, лапти пользовались большим спросом. Что интересно, Татьяна узнала об этом только когда добилась признания: родственники вспомнили и рассказали ей.

До бересты Татьяна профессионально занималась рисованием, писала акварелью и маслом. В Новгородский колледж искусств она поступила без экзаменов. Берестой она увлеклась настолько серьёзно, что муж устроил ей в доме мастерскую с огромным столом. И снабдил всевозможными приспособлениями, но главное - сам заготовил ей впрок берёзовой коры.

В своём творчестве Татьяна совмещает старинные техники и современные приёмы. Использует, помимо традиционной бересты, дерево, лыко, текстиль, ивовый и черёмуховый прут.

- Из бересты можно сделать всё, что угодно - от украшений до посуды. Вазы, кувшины, сумочки, шкатулочки, новогодние игрушки. И это не говоря об обуви - лапти, ступни, сапоги, - рассказывает мастерица.

Кстати, многие путают лапти со ступнями. Между тем, лапти предназначены для долгой дороги, они невысокие и привязываются к ногам. А ступни одеваются на скорую ногу, чтобы можно было быстро снять и одеть - в сарай сходить, в хлев… Подковырку делают для лучшей носкости. Причём, в каждой местности есть свои особенности этой обуви и зависят они от строения стопы человека.

На Новгородчине, говорят лапотники, например, у людей обычно второй палец на ноге длиннее большого - с учётом этой особенности и плетутся лапти. В Ярославской губернии - наоборот. Раньше по лаптям определяли, с какой местности человек. Лапти «чужого рода» носить невозможно, мозоль натрёшь.
Несмотря на то, что в современных условиях отпала необходимость в большинстве исконных бытовых берестяных предметах, потребность в изделиях, сочетающих гармонию пропорций, красоту, живую фактуру по-прежнему остаётся.

Смотри, утица, - показывает изделие действительно похожее на утку. Это для хранения «сыпучек». Только она сейчас в основном используется в качестве декоративного элемента кухни. А зря, - продолжает Татьяна. Такой берестяной сосуд не пропустит влагу, будет поддерживать оптимальную температуру, а значит, сохранит свежесть любого продукта.

А сама пользуешься в быту берестяными изделиями? - спрашиваю автора. Улыбается.
Мне жалко. Я только любуюсь. Хотя, любую мою вещицу возьми, всё можно использовать по прямому предназначению.

Работы Константиновой выглядят такими изящными, что кажется и сделать их довольно просто. Только бери подручный материал и плети.



Не всё так быстро, - рассказывает мастер. Сначала бересту необходимо заготовить. На это отводится всего неделя, пока идёт процесс сокодвижения. Именно в этот период кора с деревьев легко обдирается. Не успел - жди следующего сезона.
Вообще, это очень тяжелый труд. Можно сказать что мужской. Конечно, когда мастеришь маленькие солоночки, то бересту расщепляешь на тонкие пластинки. А когда большие вещи делаешь, такие как заплечный короб, то, конечно, требуется не малая сила рук. Надо так протянуть, чтобы в изделии не было отверстий. Или вот - детская люлька. Она настоящая. Внизу палочки проложены, ребёнка выдержит. Это меня попросили под заказ сделать. Вообще, все это сегодня востребовано. Но мне не продавать хочется, а видеть и общаться с людьми, - признаётся Татьяна.

Изделия Татьяны Константиновой ежегодно представляются на различных выставках, ярмарках, конкурсах и фестивалях народного творчества. В 2015 году она стала лауреатом II степени на Всероссийском фестивале мастеров народной игрушки в Липецке. В этом году её «Танцующие куклы из бересты» заняли I место в номинации «Живая традиция», в конкурсе традиционной народной куклы и игрушки «Кукольные истории» в рамках Всероссийской выставки в Перми. В настоящее время кукла «Перепляс» принимает участие в Международном этнографическом фестивале-конкурсе изобразительного искусства и народного творчества «Ethno Art Fest» в Лондоне.
Инфа отсюда, отсюда и отсюда

Великий Новгород, люди, арт

Previous post Next post
Up