Толерантно ли учить толерантности или насколько толерантен слон?

Apr 10, 2012 18:16

Эти размышления -  ответ на пост  Натальи Барановой - Толерантность. Tolerance


Одно время я очень часто слышала это слово, в частности, на семинаре - презентации "Толерантные и интолерантные ресурсы в интернет-коммуникации"
Время от времени казалось, что еще одно слово "толерантность", услышанное или увиденное, и моя улыбка сама собой превратится в оскал. Такой концентрации достигла "толерантность" на единицу времени.
Хотя, как высказалась одна из участниц, если у ста учителей средних школ спросить, что они думают о толерантности, 70 из них, если не больше, спросят - а что это такое? И действительно, что это за зверь такой и почему именно толерантность? Еще одно иностранное слово? Зачем она нам, россиянам, с особой русской душевностью и духовностью, которые отмечают все иностранцы? Не сделает ли она нас беззубыми и такой ли уж это абсолютный плюс?
Вот такие вопросы мелькали в моей голове, и как я впоследствии поняла, не только в моей, пока я слушала обзор интернет-ресурсов по этой проблеме.
Понятия, о которых пойдет речь, стали привычными буквально в последнее десятилетие. Поэтому вначале хотелось бы разобраться с определениями, так как зачастую, говоря о толерантности и идентичности, собеседники не всегда адекватно понимают друг друга.

Что за зверь такой - толерантность?

Прежде всего, хотелось бы уточнить этимологию слова. Как только толерантность переводится "терпимость", некоторые реагируют неадекватно: встают на дыбы. В словаре Даля "толерантность" - терпеливость, рассудочность, великодушие. В английском языке "толерантность" - открытость сознания. И в плане открытости всему миру - очень трудно переоценить значение интернета, который на сегодня - самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения, при котором мировоззрение пользователей расширяется до планетарного уровня. Другие далекие становятся Другими близкими, а иногда даже ближе тех, кто находится рядом, а ведь именно к ним мы должны быть толерантны в первую очередь.
Чужие, Другие, Иные заполонили экраны, книги, теле- и радиоэфир, всемирную паутину. И без толерантности здесь тоже не обойтись.


Еще одно из значений толерантности - психологическая устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям самого разного рода рассматривается в широком диапазоне - от нервно-психической устойчивости, когда человек может держать себя в руках, умеет это делать, умеет отдыхать, расслабляться, умеет использовать свои ресурсы, до социально-психологической устойчивости, устойчивости к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и другим различиям. Сюда же входят самые разные виды психологической устойчивости - это и стрессоустойчивость, устойчивость к травмирующим ситуациям, устойчивость неопределенности, устойчивость к девиантному поведению, устойчивость к нарушению норм и границ, устойчивость к конфликтному поведению и т.д.


Проблема толерантности не только в России, но и в современной цивилизации в целом, далека от своего решения. Далеко не для всех и не всегда толерантность является абсолютным благом. С одной стороны, толерантность обвиняется в разрушении традиционных для общества ценностей, с другой - предполагается, что толерантность как ценность устарела, поскольку, будучи основана на поиске некоторого консенсуса в обществе, не соответствует состоянию "плюрализма ценностей", делающему невозможным какой бы то ни было консенсус и согласие вообще. И это не просто споры ученых - теоретиков, а нечто имеющее конкретное продолжение в реальной жизни, в реальной политике, особенно в странах не-западного мира, где ценности толерантности или прав человека зачастую отвергаются как несоответствующие традиционным ценностям той или иной культуры. Еще один отрицательный момент, так, например, в Германии толерантность имеет негативный оттенок потому, что рядом стоит слово "конформизм".

Средство или ценность само по себе?

И все-таки именно толерантность рассматривается как основное демократическое средство разрешения конфликтов и является одной из основных универсальных ценностей современного общества. Двусторонний  процесс, а именно: усиление глобализационных тенденций, с одной стороны, и стремление к сохранению национальной идентичности - с другой тесно связана с этой  универсальностью.
Таким образом, проблема толерантности сегодня перестала быть проблемой только в одной из сфер общественной жизни (в религии, вопросах национальных отношений и пр.), но приобрела статус глобальной социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах общества и следовательно, существующие подходы к проблеме толерантности нуждаются в серьезной корректировке с точки зрения отражения в них плюрализма и полисубъектности современного мира, а также особенностей различных менталитетов.
Из тех многих ценностей, которые мы относим к либеральным (личная свобода, приоритет личности и др.), толерантность на сегодняшний день является одной из самых главных, которая обеспечивает безопасность нашего общества, будущее наших детей, являясь системообразующей характеристикой личности. Так можно утверждать, что современное поколение бизнесменов отличается очень высокой степенью толерантности, так как интолерантность в бизнесе приводит к тем последствиям, о которых мы периодически слышим в СМИ.

Доколе и докуда???
Еще один вопрос - что такое границы толерантности? Каковы они? Все мы знаем, что толерантность не аналогична равнодушию, апатии, индифферентности и т.д.


Особый интерес проблема толерантности представляет для России. Весь советский период вопрос о толерантности просто не поднимался, не было Других, Иных, с которыми надо было взаимодействовать. Все были Свои - единая общность, советский народ. А все, кто не хотел быть своим, отправлялись, кто куда - в лагерь, в "проклятый зарубеж", в психушку. Но об этом мало задумывалась основная масса населения. Что там плещется на дне соседнего колодца - на поверхности тишь да гладь, да Божья благодать. И нельзя забывать, что основная масса сознательного населения России родом оттуда, из этих с ностальгией вспоминаемых времен. А самое главное - наши учителя, работающие с подрастающим поколением, живущим в совсем других реалиях, они тоже родом оттуда. И здесь не просто конфликт поколений - на открытой арене встречаются представители разных стран - страны Советов и России. У одних есть номинальная власть, у других, возможности, которые и не снились тем, Другим.
Примечательно, что обзор толерантных ресурсов начался с выяснения, сколько "сайтов ненависти", т.е. абсолютно не толерантных или интолерантных, существует в интернете - США - 1500, Европа - 1200, Россия - 900. Цифры впечатляют. Правда, не удалось выяснить, какой процент они составляют от общего числа сайтов. Интересно, что им можно противопоставить? На какие пружины человеческой психики они нажимают, каким потребностям отвечают? Почему их посещают? Имеются ли факты, что эти сайты явились причиной реального, а не виртуального насилия.
Зачем знать?


Сам  факт постановки вопроса о толерантности, т.е. о возможности нормального сосуществования с Другими, - это уже что-то,  поскольку еще совсем недавно Другие apriori признавались нелюдью. Для России, где основным достоинством была и остается соборность, это особенно актуально. У нас нет опыта сосуществания.
Очень опасно соскользнуть в менторство. Интернет сам по себе вещь достаточно толерантная в плане открытости миру.
Что мы можем противопоставить "языку ненависти" в интернете? Только язык толерантности, что не исключает остроты выражений. Известно, что написать что-то положительное, а тем более жизнеутверждающее, с тем чтобы не вызвать скуку либо ехидную ухмылку у подрастающего поколения, практически невозможно.
Для кого предназначены сайты по толерантности? Вряд ли для учителей. Современному российскому учителю даже для посещения, а, тем более, для изучения этих сайтов, да и любых других, не хватает прежде всего времени, возможностей и просто сил. Российский педагог, в большинстве своем, - женщина среднего возраста, обремененная семьей, бытом и финансовыми проблемами. На другом конце провода - современное дитятко, свободно ориентирующееся в интернете, вытаскивающее оттуда самую разнообразную, порой весьма неоднозначную информацию и задающее каверзные вопросы. Кого здесь нужно учить толерантности? Для кого предназначены эти ресурсы?
В принципе коллизия далеко не новая. Когда-то в свои 12-13 лет я, например, никак не могла понять, в какое бешенство я приводила свою учительницу литературы, начитавшись толстых журналов и энциклопедий и задавая, как мне казалось, умные вопросы о возможном влиянии Чарльза Мэтьюрина на "Евгения Онегина". А ведь знала и про ее мужа-алкоголика и корову на окраине городка. Но что я тогда понимала в ее заботах и проблемах? И счастье моей учительницы было в том, что таких было немного - кому ж охота было в нашем Шанхайчике копаться во всякой тягомотине. Сейчас же любой тинейджер за каких-то 10-15 минут может такого накачать из сети, что ни один самый умный учитель не разберется.

Времена не выбирают


Прозвучало на семинаре: "Время сейчас плохое, очень плохое". Вполне возможно, особенно для тех, кому за … : И, конечно же, - «раньше было лучше - мы были молодые, здоровые, красивые». Да и приспособились к правилам игры. У каждого своя клеточка на шахматном поле, и как передвигаться тоже все знали, куда идти и что делать. А теперь оглянулись - все клетки взломаны, взорваны, воронки зияют, под ногами все качается и меняется с каждой минутой с быстротой пули, летящей по твою душу, - "Эх, жизнь, ты - поле минное, и я на нем сапер". У нас нет опыта сосуществования с Чужими, Иными. У нас все всегда были Своими. Угадайте, где больше расистов - в Майами или Воронеже? И где это проявляется более ярко?
Не надо обольщаться, что наш тихий провинциальный городок спокоен и, на первый взгляд, толерантен. Просто здесь концентрация Чужих, Иных не достигла еще критической отметки. Клише, паттерны, стереотипы, предлагаемые обществом, отнюдь не толерантны. Насколько толерантны законы этобиологии - науки о поведении живых существ, в том числе, и людей как представителей животного мира. Однажды я была в шоке, когда на одном из семинаров по НКО милейшая женщина пенсионного возраста, с высшим педагогическим образованием, занимающаяся обширной благотворительной работой, заявила мне, что все наши беды от того, что мы не живем по законам природы и в качестве примера вспомнила волчью стаю. Недаром именно об этобиологии вспомнил на семинаре молоденький системный администратор - представитель того самого нового поколения, где должны работать принципы толерантности.
Что делать? И надо ли?
Не надо забывать, что да, в критические моменты, когда появляется жизненная опасность, хотя бы и потенциальная, в человеке включается древнейшая программа инстинктов, и только глубоко укорененная культурная и духовная традиция может помешать ему превратиться в животное. Ведь джентльмен - это тот, кто называет кошку кошкой, даже если он споткнулся о нее и упал.


В иерархии А.Маслоу места для толерантности не нашлось вовсе. Толерантность не относится к качествам, изначально присущим живому. Можно ли назвать толерантным слона, несмотря на все приписываемое ему добродушие, будет ли он толерантен к тому, кто сокращает его жизненное пространство, запасы питания? Или корову, мирно жующую жвачку на своем лугу? Подойдите к ней ни с того ни с сего и на ее пространстве - поймете.
Но вернемся к толерантности и интернету. Пожалуй, трудно переоценить значение Интернет-коммуникаций в распространении идеи - что "Чужой нам не страшен, что надо учиться жить вместе с теми, кто иначе устроен, иначе мыслит и понимает мир".
И дело даже не в сайтах ненависти или толерантности. Пользователя интернета нельзя заставить зайти на тот или иной сайт по принуждению, одно движение мышкой и я уже в совсем другой галактике. Сайт ненависти можно изучать как диковинного насекомого. Дело в другом. После долгого господства антиномии МЫ-люди и ОНИ-нелюди наступило время Других - которые как МЫ или Мы как Другие. И остановиться уже невозможно/

правила жизни, поведенческие стереотипы, поиски себя

Previous post Next post
Up