Маска, я тебя знаю

Apr 09, 2012 18:58

Поиск Своего каждый ведет осознанно или неосознанно буквально с первой минуты существования. Мы ищем Свое - свою компанию или тусовку, Свои песни и картины, свои Стихи, свои фильмы. Перелопачиваем груду материала, вдруг что-нибудь улыбнется, вот это самое - оно, Наше.

Самый главный кайф - это не познание нового, а узнавание. Задело, попало в резонанс, пусть только строчка, или слово, или даже вздох или всхлип, силуэт, пятно - все, попались.

Мы рождаемся и вырастаем среди себе подобных. И неизбежно любое взаимодействие с чужой волей, с чужой жизнью, даже если мы его не помним и знать не хотим, ложится, впечатывается в нашу. Это может быть пулеметная очередь, а может - тихий смех в весеннем саду, услышав который мы останавливаемся не в силах двинуться дальше.

Мы подрастаем, учимся играть, осваиваем различные роли - дитятки у любящей мамы, ученика у злой или доброй, но замученной учительницы, оторвы во дворе, а еще есть магазин, поликлиника, автобус и везде требуется что-то делать соответственно времени и месту действия. Поначалу мы путаем роли, в какой-то момент нам все это надоедает и мы бунтуем.

Начинаем понимать, что за выход из социально приемлемой роли, впрочем как за ее исполнение приходится платить. И если в первом случае наказание может последовать незамедлительно, то во втором - через какое-то время ты понимаешь, что маска, надетая по чьей-то прихоти или приказу (пусть даже и по своему собственному) приросла намертво и под ней уже не разобрать, где твое настоящее Я и что оно вообще значит.
Самый честный - актер на сцене. Ведь все знают, что он играет.

Искренность или … проклятие выбора
И все же, все же: Среди нагромождения Чужого так хочется найти Свое, только Свое. И ищем, и, как нам кажется, находим. Провозглашаем главное - быть искренним, быть самим собой, надоело притворяться. Но: искренность в больших количествах - просто убийственна. Представьте, что все будут очень искренне выражать все, что им пришло в голову в данный момент. Тем более не факт, что через полчаса эта же самая голова будет придерживаться того же мнения, а не изменит его на явно противоположное. И вообще, что вы предпочитаете - когда вам неискренне улыбаются или просто хамят, но ОЧЕНЬ искренне.
А определяться тем не менее надо. Определяться с собственным Я, а по научному - с собственной идентичностью. И тут выясняется, что эта самая идентичность - как капустные листья на кочерыжке. У каждого столько идентичностей, сколько успел вырастить.

Мы живем в благословенное время. Время практически неограниченной свободы. Выбирай что хочешь - место жительства, место работы, место в жизни (уже не надо ждать, когда оно освободиться), социальный слой (если постараться или повезет, можно оказаться, где угодно), внешность, даже пол. Весь вопрос в том, что ты можешь или готов за это заплатить, и не обязательно деньгами. Выбор и ответственность за этот самый выбор - не слабо?

И тот, кто называет наше время проклятым и очень плохим, пусть вспомнит, что еще совсем недавно жизненный путь практически любого человека определялся по рождению - "где родился, там и сгодился". Родился рыцарем - вот тебе копье и лошадь и в бой, родился крестьянином - за плуг и вперед. Шаг влево, шаг вправо : Регламентировалось все - что носить, как причесываться, где и с кем жить, сколь тратить (не обязательно мало; аристократы, будь то русские или английские, для поддержания своего реноме должны были тратить огромные суммы, хотели они того или нет). Даже как вести себя в самом интимном - в постели. Знатный римлянин, влюбленный в свою жену заслуживал, сурового порицания, в легком случае, насмешки, то же относилось и к влюбленной римской матроне, любовь считалась признаком рабской зависимости. Вот такое золотое было времечко!

Маски, которые играют нами???

Итак, маски, которые мы выбираем, или маски, которые выбирают нас. Во-первых сразу хочу оговориться маска - это далеко не всегда и не безоговорочно плохо.

Маски бывают всякие. Маска юной скромницы или стервозной дамочки, благородного отца семейства или крутого отморозка. Мы надеваем их потому что так принято или по обстановке, или вдруг уж очень захотелось, и не всегда осознаем, что мы уже в маске.

Разберемся подробнее, какие маски мы выбираем при общении друг с другом, откуда они появляются и как они действуют.

Маска - это образ или имидж, определяющий роль, которую мы играем в обществе, большом или малом, внешней или внутренней группы, в которых проходит наша жизнь. В основе маски - выражение лица, интонации голоса, употребляемые наиболее часто слова, жесты, немаловажную роль играет одежда, именно от нее пляшут многие, так как одежда сразу маркирует не только восприятие себя любимого, но и окружающих.

Например: озабоченное лицо со слегка нахмуренными бровями может означать заботливого отца семейства, решающего семейные проблемы, а если добавить строгий костюм и обстановку шикарного офиса, то получим портрет бизнесмена, решающего проблемы своей фирмы. Не сложно заметить, что такая маска не предполагает контакта и часто используется людьми, которые желают его избежать.

Маска является своеобразной защитой, которую часто используется в новом коллективе и при знакомстве с новыми людьми. Обычно каждый человек держит в запасе несколько дежурных масок, которые и применяет в случае, если основная слетает (в большинстве случаев, в какой-либо непредвиденной ситуации) или она не подходит. Психологи давно уже пришли к выводу, что в постоянном коллективе, как правило, для успешной его деятельности просто необходим определенный набор ролей, и эти маски и роли не повторяются, т.е. они могут переходить от одного человека к другому, но двух идентичных масок не будет.

Знакомые знают друг друга по тем маскам, которые они друг другу демонстрируют, приятели знают уже почти весь арсенал масок друг друга, но лица пока в тени, друзья видят лица друг друга и часто помогают менять маски.

Узнать, прознать, догадаться????????????

Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отрабатываем их в своих детских играх.

Наиболее часто это проявляется в играх типа "дочки-матери", и взрослым часто забавно наблюдать за своими детьми во время этих игр. Присмотритесь, дети показывают то, как они воспринимают вас. По мере увеличения практики общения появляются новые маски, в том случае если старые не подходят. Часто выбор масок происходит неосознанно: понравившееся выражения лица, интонации или поговорка, встреченные нами в каком-либо месте, способны изменить нашу любимую маску или создать новую. Здесь в дело вступают культурные и иные традиции, уровень их проработки и восприятия. Вносят свою лепту и СМИ с литературой, кино, ТВ и т.д.

Процесс поистине бесконечен. В каждый период времени мы надеваем определенные маски и стараемся соответствовать нужному статусу.

Строгий начальник превращается в подобострастного подчиненного, добропорядочный семьянин - в лукавого соблазнителя, уверенный в себе профессионал - в слабого домочадца. Трансформация человека, его перевоплощение происходит моментально и без особого напряга - автоматически.

Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело, каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фиксация взгляда, положение тела, жесты рук. Маску можно раскрыть для себя, заглянув ей в глаза. Маска одета не постоянно, мы одеваем ее непосредственно перед общением (соответствующее выражение лица), но иногда забываем ее снять, оставаясь даже наедине с самим собой в ней. В процессе общения мы бессознательно стараемся поддержать свою маску, ищем постоянно свое "отражение" в собеседнике, чтобы убедиться, что маска на месте, этим отражением являются реакции окружающих, на все это тратится много внимания и энергии, которые можно было бы использовать для того, чтобы постараться понять собеседника. Именно поэтому часто в процессе общения мы больше заинтересованы собой, чем другим.

Иногда роль требует смены нескольких масок, а сценарий смены нескольких ролей, но характер роли зависит от маски, а характер сценария - от ролей. Сознательно меняя маски и роли, человек может познать законы общения, и найти свое поведение в рамках этих законов. Происходит это по принципу принято - не принято. Маски изнашиваются, перестают подходить действующему моменту, жизнь бросает все новые и новые вызовы

Принято что маска это плохо в любом случае. Психологи призывают будьте сами собой, но древние греки говорили: человек живет, пока не знает самого себя. И что это значит - быть самим собой и когда мы объявляем - а вот я такой и что с этим поделаешь, не обозначает ли это, всего лишь смену маски на более удобную. Но не обольщайтесь, что вот вы такой искренний и всегда бываете только сами собой, естественны как сама Мать-природа. Да, как отдельная биологическая особь с собственными ДНК, рисунком на пальцах и радужной оболочке глаза, вы неповторимы. Но когда вы начинаете облекать свою неповторимость в слова и действия, выясняется - ничто не ново под луной. На свете практически не осталось мыслей и идей, которые бы уже не высказывались кем-нибудь где-нибудь когда-нибудь. А что-то свое можно найти только на пределе сил и возможностей, через "не могу".

Mutatis mutandis - Изменив то, что следует изменить

И действительно, нет людей не меняющихся. Мы разные в каждый миг своего существования. И очень трудно утверждать даже нам самим, когда же мы настоящие.

Например, можно утверждать, что маска благовоспитанного человека, даже если вы и не воспитывались в кадетском корпусе или институте благородных девиц, очень благоприятна для общества, хотя и не всегда удобна для ее обладателя. И попробуйте сказать, что это не маска, особенно в начале жизненного пути - мы ведь не рождаемся со знанием хороших манер или кодекса чести.

Вот если я, скажем, минимум два раза в месяц, обычно в день аванса и получки (бюджетники меня поймут) испытываю жуткое желание взять в руки автомат или кувалду и так хорошенечко ими поработать, а в обычной жизни я достаточна лояльна и терпелива, и можно сказать, что это и есть моя маска на каждый день. Не является ли эта моя маска спасением не только для меня, но и для окружающих. Да маски прилипают, но кто вам мешает надеть маску, что называется доброго, веселого, хорошего человека. В свое время К.С. Станиславский, а затем и психологи пришли к открытию, что долго ввести себя как влюбленный в кого-то, то можно влюбиться на самом деле. И соответственно наоборот, если изображать человеконенавистника:

Так как мы, люди, существа социальные, очень много зависит от того, какие маски приняты и востребованы в обществе в тот или иной период.

Есть мнение, что маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Смотря, что считать общением, а что убиванием времени. Да, часто в жизни и в общении, наступает момент, когда лучше отказаться от большинства своих масок, из которых больше половины устарело и является дополнительным грузом в общении, особенно если хочешь лучше понять людей.

Часто мы не можем осознать свою маску, пока не увидим маску Другого. Но это уже тема для следующего разговора.

Выявление и анализ масок, ролей, сценариев - вещь трудная и интересная. Попробуйте сами и узнаете, что это так. Для тех, кого это заинтересовало, могу предложить для начала небольшой список из коллекции масок. Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Кто знает, может вы найдете себя. Успехов вам!

Коллекция масок:

"Озабоченный", "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак",

"Принц (Принцесса)", "Заслуженный пенсионер", "Крутой", "Счастливчик",

"Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард",

"Красная шапочка", "Яппи"
"Отмороженный", "Бизнес-вумен", "Уютная мышка"...
Продолжайте!!!!!

правила жизни, поведенческие стереотипы

Previous post Next post
Up