Страна в поисках героев

Apr 25, 2013 21:08


Посмотрела сегодня «Легенду № 17» в нашем киноцентре. Экран большой, восприятие там совсем другое, чем на мониторе.
Впечатления сложные. С одной стороны реклама несколько задолбала, гоняли ее по всем каналам. С другой -  большой интерес вызывал как и сам герой - Валерий Харламов, так и исполнитель главной роли Данила Козловский. На мой взгляд, один из самых интересных современных российских актеров. Опять же в памяти остался еще энтузиазм, с которым мы когда-то смотрели хоккей. Такие страсти бушевали в том самом 1972-м.
Что же я увидела? Хорошо снятую, неплохо смонтированную, отлично сыгранную сказку.
Легенду о том, как испуганный нежный мальчик становится мужчиной. Учится брать на себя ответственность, не падать духом в любых ситуациях. А уж если упал, то отжался - и вперед. Несмотря ни на что.

В ритуале инициации активное участие принимают множество людей - от орков из чебаркульской команды до гоблина из ЦК.

Главным же агентом инициации-социализации-активации выступает тренер, ставящий перед героем одну задачу за другой. Этакая помесь Кащея Бессмертного и Бабы-Яги из сказок про Иван-Царевичей. Ведь для закалки характера и обретения настоящих геройских качеств необходимо приложить все силы, переступить через себя, свои слабости, физическую и душевную боль
 В общем, все мы знаем - как сталь закаляется…
Я не знаю, насколько точно следовали фактам создатели фильма. Честно говоря, я понимаю, что скрупулезность  - это немного другой жанр.
Как рассказывал режиссер Николай Лебедев, ему трижды предлагались сценарии о жизни Валерия Харламова - легенде советского спорта.  Остановился он на последнем - захватывающей истории о становлении сложной и сильной личности, о том, как складываются отношения между  учителем и учеником, какими путями, напрягая все силы, люди идут к победе, превозмогая все трудности, встреченные на этом пути.
Сейчас я смотрела фильм с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Главного героя, впрочем, как и актера его исполняющего, можно определить как обладателя разнонаправленных, контрарных  векторов - анального и кожного, усиленных вектором мышечным. Все вместе - смесь довольно гремучая, но наделяет героя мощным темпераментом, умением совмещать несовместимое, добиваться невозможного.
Однако для этого человеку необходимо быть развитым и реализованным, причем во всех своих качествах и природных желаниях.
В первом же эпизоде мы видим маленького хорошего мальчика, бросающегося спасать от несущихся напролом быков заблудившегося щенка. Возможно, это выдумка сценаристов. Сейчас уже никого нет в живых, чтобы подтвердить или опровергнуть.
Но присутствие зрительного вектора, дающего способность к эмоциональному восприятию мира, сочувствию и переживанию здесь налицо.
Как же надо было воспитывать ребенка с таким сложным векторным набором?
Семья многое дала великому будущему хоккеисту. Скорее всего, потому, что векторные наборы родителей и ребенка совпадали.  Заботливая анально-кожно-зрительная мама и такой же анальный папа дали развиться самым лучшим качествам сына - настойчивости, ответственности, и в то же время гибкости, умения быстро реагировать на ситуацию. Все это потом сыграет большую роль в формировании легенды советского хоккея.

Наверняка, в реальной жизни развитие и становление Валерия Харламова шло гораздо сложнее, даже запутаннее, чем показано в фильме. Жизнь это длинный роман, фильм всего лишь романс, правда, спетый с любовью и пониманием.
Итак, для рождения легенды были нужны соответствующие природные качества и адекватное воспитание. А для того, чтобы полностью реализоваться, нужен был Наставник, именно так, с большой буквы. Таким наставником стал для Валерия Харламова тренер Анатолий Тарасов, развитый и реализованный обладатель вектора анального. Как мы помним, лучшими преподавателями мастерства в камнеметательных училищах были они, анальники.  Все помнящие, все знающие, умеющие настоять на своем, даже упертые. Да, с ними далеко не сладко, часто больно, даже обидно, приятности вообще никакой. Но только такие учителя приводят к победе. В мирное время - на спортивных полях.

И еще один немаловажный момент. Это время, в котором жили и действовали герои. Время, когда в нашей стране еще преобладали альтруистические ценности, созвучные российскому уретральному менталитету, который не признает никаких ограничений. И  естественные стремления кожного вектора все лимитировать, экономить, вводить в определенные рамки - извечно контрарны общему настрою. В связи с этим, российским обладателям кожного вектора всегда было сложно развивать свои природные свойства, осуществлять свой жизненный сценарий.
Тем не менее, были «ниши»  для развития  и реализации определенных кожных свойств, к примеру, в спорте.
Спорт, прежде всего, реальная  сфера для  реализации кожного вектора. Естественное исполнение жизненного сценария кожников.
В фильме «Легенда № 17» замечательно передана атмосфера, дух того времени. Когда мы гордились и переживали за тех, кто олицетворял страну: космонавтов, спортсменов, артистов балета.
Интересно читать комментарии к фильму, оставляемые на различных форумах. Кто-то восторженно пишет, что прорыдала полфильма от полноты чувств, об объединяющем значении этого фильма для людей в постсоветском пространстве, «освежении» памяти.
Это явно зрительники, для которых самым главным является эмоциональная составляющая. Среди них могут быть и обладатели анального вектора, ностальгирующие по времени своей юности. Они пишут довольно объемные посты.
Почти такие же пишут и анальники без верхних векторов, во всяком случае, без зрительного.
Эти предъявляют создателям фильма огромный список неточностей, неправильностей и прочих «не». Причем, в выражениях не стесняются. И я прекрасно понимаю - почему. Интернет для них сейчас единственный ареал, где можно вылить свое недовольство на все: свою неприкаянность, потерю былого уважения, неумение приспособиться в мгновенно меняющемся мире. Да, сейчас сложное для анальников время. Но найти в нем свое достойное место вполне возможно. Если, конечно, знать -  где искать.
А сделать это можно на тренингах по системно векторной психологии Юрия Бурлана.
Заодно там можно и понять, что нужно делать, если в вашей семье потенциально растет будущая звезда мирового спорта. И не только.

Написано под впечатлением от тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Данила Козловский, Системно-векторная психология, Юрий Бурлан, кино

Previous post Next post
Up