Рыцарь на все времена

Feb 13, 2013 21:57



А первое необычное слово - «кукленыш». Именно так назвала в передаче Андрюши Малахова шестнадцатилетнего Вячеслава Тихонова его будущая первая жена - Нонна Мордюкова. Немного резануло. Все-таки, мы привыкли  больше видеть его в образе сурового немногословного разведчика.

Итак, весь субботний день  весь прошел с Тихоновым - Вячеславом Васильевичем. Спасибо Первому каналу. Обычно я отключаюсь, но в этот раз такого желания не возникло.



Могу сказать, что я не всегда была его слишком большой поклонницей. Фанатство вообще не мое, я не восторженна, и никогда такой не была.

Конечно, я встречалась с Вячеславом Васильевичем, вернее, с его героями практически всю жизнь.


Самый первый фильм, который я помню, «Мичман Панин». Смотрела в кинотеатре несколько раз, потому как  Интернета тогда не было (было же времечко, однако, сегодняшним деткам не понять).  От того просмотра в памяти осталось нечто фантастическое, настоящий фейерверк. Застывала перед экраном в полном восторге. Из всего фильма в памяти остался только главный герой - стремительный, потрясающе красивый, хотя что я тогда, малявочка, понимала в мужской красоте. Хотя…

Потом, уже заканчивая школу, пересматривала много  раз  «Доживем до понедельника». Различие между экранным героем Тихонова, учителе, о котором можно только мечтать, и тем, что наблюдалось в реальности, было слишком велико!

Потом, конечно, случился  Штирлиц, такой доподлинный, настоящий, необходимый, без которого наш мир сегодня как-то трудно представить.

Меня всегда занимал вопрос, как из нежного красивенького мальчика вырос настоящий мужчина, о котором грезило ни одно поколение советских женщин. Да и продолжают грезить до сих пор.

Ведь многие порхающие красавчики остаются в статусе этом навсегда. Даже если уже и далеко они не красавчики.

Разобраться - что к чему - мне помогла системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Нежная жертва каннибалов


У Вячеслава Тихонова явно просматривается кожный и зрительный вектора, усиленные, впрочем, мышечностью.

Кожно-зрительные мальчики в древности предназначались в жертву. Не имеющих своей видовой роли, их просто ритуально напросто съедали за жертвенным костром.

Кожно-зрительная связка в норме предназначалась девочкам. Очень нежная кожа, очень чувствительное зрение - что им было делать в первобытной саванне. Актеры как полноценные персонажи общественной жизни признаваться стали не так уж давно. Долгое время они были практически отверженными, париями.

Не мужское это было дело - на сцене кривляться.

Вспомним героев довоенного экрана - могучий Борис Андреев, «трактористы» Петр Алейников и Николай Крючков…

Вячеслав Тихонов настолько не совпадал с архетипом настоящего советского героя, просто до неприличия, что тогда ему доверяли бы роли лишь коварных монархистов либо недобитых аристократов.

Но времена изменились. На волне подсознательного общественного ожидания перемен и появились герои Тихонова. Сначала практически нахальные авантюристы мичман Василий Панин, моторист Виктор Райский - типичные кожные товарисчи по системно-векторной психологии.

Удалые, быстрые, сообразительные, с изрядной долей плутовства, прекрасно двигающиеся, мгновенно реагирующие. Типичные портрет представителя кожного вектора.

Другие краски в актерской палитре Тихонова проявятся позднее.

В  принципе, такие молодые кожно-зрительные мальчики сотнями каждый год заканчивают театральные вузы. Некоторые из них очень красивы. Только Тихонов у  нас один.

Сын фабричного рабочего и воспитательницы детского сада в дальнем Подмосковье, Слава Тихонов учился в ремесленном училище на токаря. Будущий аристократ советского кино работал на военном заводе, его руки навсегда остались натруженно рабочими, что доставляло достаточно проблем. Все-таки мышечный вектор играл свою роль, давая силу и выносливость.

Тракторист благородного облика


Первую значимую роль Тихонов после окончания ВГИКа ждал почти семь лет. И роль была очень неожиданна. Кстати, для меня «Дело было в Пенькове» - самый любимый фильм, где сыграл Вячеслав Тихонов.

Да и сам Вячеслав Васильевич о роли Матвея Морозова говорил как о своей лучшей работе в кино.

Именно в этой роли очень хорошо видна эмоциональная составляющая - его зрительный вектор. Велика гамма чувств, переданная Тихоновым в этой роли - от лирических до комедийных. И, пожалуй, здесь случились самые откровенные и проникновенные любовные сцены в его актерской биографии.  Его прекрасно развитый зрительный вектор дал ему возможность очень  органично показать новое для кино того времени качество: неприметный, тихий романтизм в бесконечной обыкновенной повседневности.

Матвей, как его сыграл Тихонов, переживает истинную драму, и мы до сих пор переживаем ее вместе с ним. Только драма эта не несчастливая любовь - Матвей любит и любим, он благороден и очень «свой», близкий каждому. Но случилось просто сильное внутреннее несоответствие сложившимся обстоятельствам жизни. А тихоновский герой оказался совсем не таким, каким он выглядит поначалу: сложнее, интереснее, умнее, чем растиражированный многими фильмами образ «простого советского человека».

Как мы его понимаем…

Путь к себе

Что же способствовало тому, что Вячеслав Тихонов стал тем, кем он стал. Его становление пришлось на сложное время, трудное, но в определенной степени романтическое. Еще не были забыты революционные идеалы, в военные годы  вся страна была сплочена в едином порыве.

В артисты Вячеслав Тихонов пошел наперекор воле родителей. Родители, очень далекие от актерства, желали видеть сына учащимся сельхозакадемии. Последнее слово осталось за главой семьи - бабушкой, доброй и очень мудрой женщиной. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», - приводят ее тихие, но веские исторические слова.

Судьба часто благоволила к Вячеславу Тихонову, но порой была и жестока. А разве бывает в жизни иначе. Первым «подарком» судьбы стал для Славы в 1945 году провал при поступлении во ВГИК. Это видимо для того, чтобы сбить излишний эмоциональный пыл, свойственным кожно-зрительным молодым людям. Но, тем не менее, во ВГИК Тихонов попал - его зачислил в свою группу великий педагог, которыйе воспитал  целую  плеяду великолепных актёров,  Борис Владимирович  Бибиков. Тихонов, обладавший несомненным актерским талантом, попал в хорошие руки, которые смогли правильно взрастить его. Кожный вектор нуждается в постоянных ограничениях, направлении, нагрузках. Учебный процесс во ВГИКе всегда был очень напряженным.


Второй момент - ранняя семейная жизнь. Первая супруга Вячеслава Тихонова, его однокурсница по ВГИКу Нонна Мордюкова была включена в 1992 году в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Первое, что бросается в глаза мощь этой женщины, то есть наличие мышечного вектора. Мышечники - соль земли, без верхних векторов это - те, кто создает большую часть земного богатства. Но кроме этого, Нонна Викторовна обладала зрительным вектором, неравнодушным к любой красоте. Конечно, она не могла пройти мимо потрясающего красивого кожно-зрительного мальчика. Инициатором этого брака была Мордюкова, возможно в силу возраста - она была несколько старше. В последней Малаховской передаче, Нонна Викторовна вспоминает о браке: «кукленыш», «надо было брать», «жалко его». Типичная терминология сельской общины, которую в основном и составляют обладатели мышечного вектора.

То есть, в принципе, этот брак был обречен  с самого начала. Природный брак кожно-зрительного мужчины, причем очень довольно длительный, мог бы быть с уретральной женщиной,  берущей на себя ответственность. У мышечников такого понятия нет. Крепкой эмоциональной связи между супругами, хотя и обладающими зрительными векторами, судя по всему, тоже не возникло. Впрочем, речь сейчас не о Мордюковой.

Семейная жизнь тоже предполагает множество ограничений. Так что Вячеславу Тихонову было где и как воспитывать выдержку.

Даже то, что после института слава шла к Тихонову долгих семь лет, пошло в дело.

Она не свалилась к нему в юном возрасте, когда человек еще не способен адекватно на нее реагировать. Ему не снесло голову, как сегодня сносит у многих одноразовых звезд сериалов. Тихонов прошел суровую школу, позволившую развить все его самые лучшие природные качества.

Второй брак Вячеслава Тихонова был тоже природным. Но на сей раз выбирал он. Крепенькая анальная хорошая девочка из интеллигентной московской семьи стала его спутницей до конца. Хотя и здесь все было непросто. Масштабы личностей были несоизмеримы.


Всю жизнь Вячеслав Тихонов тренировал и шлифовал свое актерское мастерство, а главное  рос духовно, развивал все данные ему от природы свойства до очень высокой степени. Его внутреннее самосовершенствование никогда не прекращалось.

А кожный вектор, прекрасно развитый и реализованный, помог Вячеславу Тихонову воплотить героев, которые внесли в нашу жизнь представление о герое, всегда готовом сопротивляться неизбежности. Мир бесконечен и гармонию вокруг нужно устанавливать постоянно.

Зрительный вектор Вячеслава Тихонова был развит до состояния Любовь, обращенной ко всему миру. Его герои, не зацикливаясь на социальные клише, идеалы и иллюзии, живут и борются за людей вне существующего социального безобразия, воплощая опережающее время представление о человек и мире.

Вячеслав Тихонов настолько вживался в жизнь своих персонажей, что, перенимал их черты даже помимо своей воли. И судьба Тихонова в кино сложилась так, что практически все его герои - «благородные рыцари без страха и упрека».


Ему до самого последнего писали письма, восторженные и трогательные, женщины самых разных возрастов, объясняясь Тихонову в любви, рассказывая о личных житейских драмах, видели в нем то, чего не могли найти в жизни. Память о своем земляке боготворят в Павловском Посаде, на малой родине Вячеслава Тихонова.

Человеку, который «никогда в жизни не стремился быть партийным актером», «пытался также, в общем, выглядеть просто, без патетики на экране», считал, что «надо жить на экране, а не играть. Тогда и зритель поверит тебе».

В наше такое хлопотливо-суетливое время Вячеслав Тихонов стал своеобразным мерилом возвращения к вечным ценностям.

Еще статья на эту тему А вас, Штирлиц … Вячеславу Тихонову 85 лет

Системно-векторная психология, кино

Previous post Next post
Up