"На землю небо не упало, Дунай обратно не потек"22 декабря 2015 г. исполнилось 225 лет со дня взятия Суворовым турецкой крепости Измаил.
Этот штурм, состоявшийся 22 декабря (по новому стилю) 1790 года, принято считать одним из наивысших достижений прославленного полководца. Ничуть не умаляя его заслуг, все же, замечу, что Измаил вовсе не был той исключительно мощной и почти неприступной твердыней, каковой его у нас обычно изображают и описывают.
В подкрепление этих описаний принято цитировать ответ коменданта крепости Айдозле Мехмет-паши на ультиматум Суворова о сдаче: "Скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил". Неизвестно, произносил ли турок на самом деле эту высокопарную фразу, но ее приводят как доказательство того, что Мехмет-паша не сомневался в прочности своего положения. А на картинах российских и советских художников Измаил и его штурм почти всегда выглядят так:
(
Collapse )
Везде мы видим могучие каменные стены и огромные башни, уходящие на десятки метров ввысь. Прямо-таки, Константинополь или замок Крак де Шевалье. Однако, если взглянуть на план Измаила, составленный вскоре после штурма, то становится ясно, что на самом деле в 1790 году он выглядел совсем не так. На плане - обычное, хотя и довольно обширное, земляное укрепление с широким сухим рвом и относительно невысокими насыпями, на которых установлено что-то вроде плетеных туров с камнями или землей.
Только в левом нижнем углу заметна одна каменная башня Табия и на небольшом прилегающем к ней участке оборонительный периметр предстваляет собой довольно хилую стенку высотой примерно в 10 футов и толщиной в четыре кирпича с деревянным навесом сзади. А со стороны реки город вообще ничем не защищен, кроме берегового откоса.
Конечно, захватить такое укрепление, тем более, если его действительно оборонял 35-тысячный гарнизон, как написал Суворов в своем отчете, тоже весьма почетно. Однако надо признать, что все "измаильские" батальные полотна - весьма далеки от реальности.
Я нашел лишь один рисунок, более менее соответствующий плану в смысле изображения турецких укреплений. И что характерно, он же, судя по всему, - наиболее ранний. Заметно лишь одно расхождение: башня Табия изображена четырехугольной, а не шестиугольной, но за ней видна не стена, как на более поздних фантазиях художников, а покатая земляная насыпь, для преодоления которой даже лестницы не обязательны.
Источник:
http://vikond65.livejournal.com/423454.html