Путин начал президентскую кампанию 2018 года на «Валдае»

Nov 01, 2016 20:54

31 октября 2016 |

Николай Злобин: «Мы увидели нового Путина»

Итогом очередного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» стали обвинения западных СМИ в адрес Владимира Путина. На этот раз они сошлись на том, что российский президент «разжигает холодную войну». Простите за оксюморон, но не я его придумал.



Вообще-то «Валдай» был задуман в 2004 году для того, чтобы зарубежные политики и эксперты могли побольше узнать о России и понять ее. За 13 лет форум изменился:и проходит он не на Валдае (на этот раз его принимал Сочи), и разговор там идет на более широкие темы, чем русская матрешка. Но многочасовые дискуссии президента России с гостями приводят главным образом к одному: его слова, снятые на камеру, выдергиваются из контекста, снабжаются комментариями «с точностью до наоборот», и вот уже у западного телезрителя есть убедительное доказательство того, что Россия - это ось зла. Нужен ли России «Валдай» в такой ситуации и в таком формате? Об этом «МК» спросил у постоянного участника этого дискуссионного клуба, президента вашингтонского Center on Global Interests Николая ЗЛОБИНА.

- «Валдай» необходим не только России, но и всему миру. Когда собирается такой уровень экспертов и политиков из разных стран - это событие. Форумов подобного масштаба во всем мире особенно-то и нет. Таких международных дискуссионных клубов должно быть больше, но только Россия несет эту ношу: за 13 лет «Валдай» разросся и превратился из просто ежегодной встречи в полноценный авторитетный международный исследовательский институт. Между ежегодными встречами постоянно проходят конференции и публикуются доклады, которые готовятся и изучаются авторитетными учеными.
 Сегодня мировые правящие элиты, глобальный политический класс находятся в интеллектуальном тупике, я бы даже сказал - в интеллектуальной импотенции, и «Валдай» - то место, где можно прорваться через старые стереотипы, штампы, через прошловековое видение мира и найти какие-то выходы из тупиков. Мы никак не можем вырваться из схем холодной войны, но «Валдай» помогает проложить путь к этому. Китайцы, насколько мне известно, хотят создать подобный форум, и Казахстан пытается сделать что-то в этом направлении. Хорошо, если получится. А американцы, претендующие на роль «центра Вселенной», даже не пробуют провести форум, подобный «Валдаю». Поэтому российский опыт пока остается уникальным.
- Мы видим, что Путин, как политическая фигура, от «Валдая» пока только страдает. После каждого форума, на котором он выступает, он становится не «принцем на белом коне», а объектом агрессивной критики иностранных СМИ. Ему-то это зачем?
 - Да, на каждом «Валдае» его политика подвергается критике. Но, насколько я понимаю, он сам просит критичного отношения к себе и своему курсу. Он нуждается в объективной информации: что думают о нем и российской власти. Если молчит парламент, значит, по гамбургскому счету должны что-то сказать независимые и зарубежные эксперты. Поэтому Путин и проводит так много времени с «Валдайским клубом» - и на формальных встречах, и на неформальных. Каждый раз, когда мы встречаемся, он просит гостей побольше говорить, давать критики. И надо сказать, что он очень толерантно относится к критике. По-моему, не было ни одной встречи, когда я бы на него не «наезжал», и он всегда слушал и фиксировал сказанное. У Путина цепкий ум, и если он видит проблему, он цепляется за нее. Я многократно наблюдал, как он, получив совет или упрек, берется за подсказанную проблему и пытается ее разрешить. Он никогда не раздражался из-за критики на «Валдае», выслушивал даже на несправедливую, а бывали и такие моменты.
 Атмосфера на этом форуме уж точно не комплиментарная. В первую очередь это клуб характеризует очень критический настрой к российской власти. Многие иностранцы и приезжают-то только для того, чтобы «вколоть шпильку».
- Если Путин так уважает и даже приветствует критику на «Валдае», то почему ее практически нет внутри страны, в парламенте?
 - Я думаю, что поэтому «Валдай» и выделяется. Критика «Валдая», как правило, кулуарная, она не выходит слишком далеко, а остается в головах экспертного сообщества. Она чаще звучит из уст иностранных экспертов и иностранных СМИ, которую отечественные СМИ могут и не заметить.
 Я чувствую, что Путину иногда хочется иметь хоть какой-то вызов. Хоть бы из-за рубежа, ведь в родной стране его все облизывают и зацеловывают, условно говоря. И проверка реальности «Валдаем», я думаю, ему нравится. Но проблема в том, что «Валдай» кончился, все разъехались, и критика сразу кончилась.
- Какие события этого форума вам показались самыми яркими?

<
 - Если говорить о Путине, то он там как-то особенно хотел быть и не хотел уходить. Модераторы пытались уже прекратить дискуссию, а Владимир Владимирович говорил: «Нет, давайте еще три вопроса», потом еще несколько вопросов и реплик. То есть запрос на свежие идеи у него есть, ему хотелось послушать побольше. И было желание сказать что-то содержательное. Я даже про себя подумал, что Путин превращается в глубокого политического философа, не теряя навыка деятеля, который действует по ситуации. Что важно. Он начинал рассуждать о новом миропорядке, реформах международных институтов в политологических терминах, которые чиновники обычно и не знают. Потому что чиновники должны демонстрировать не кругозор, а свое умение принимать ежедневные чиновничьи решения. То есть Путин показал участникам «Валдая» большую картину мира, как он ее видит, а не азы «ручного управления». Это, кстати, тоже вызвало критику в его адрес. Обычно Путин говорит очень конкретно о конкретных проблемах, а на «Валдае» от этого отошел.
 Меня удивили его призывы к переменам, отходу от «консервативной стабильности». Это были призывы к изменениям не только во внешней политике, но и внутренней. Раньше Путин не был готов к «внутренним изменениям», это я могу сказать точно, а теперь он готов к стратегическим сдвигам. Или, возможно, Путин вбрасывал какие-то тезисы своей предвыборной программы 2018 года и изучал реакцию на них. Конечно, на «Валдае» эту реакцию проверить проще, потому что там собирается не его избирательный контингент, а те, кто может сказать и правду. Так или иначе, на «Валдае» мы увидели нового Путина.
 Михаил Зубов

MK.RU

Путин, Валдай, Миссия России, Воля России, Возрождение России, Угрозы России, Выборы президента России, Глобальные Перемены, Вызов Мировой финансовой элите, 2018, Ультиматум Путина, Россия, Глобальная элита, Безопасность и Мир

Previous post Next post
Up