ДОКТРИНА ПУТИНА: КОНСОЛИДАЦИЯ ИЛИ СМЕРТЬ

Aug 06, 2016 00:38

Три волны консолидации
Это - отрывок из большой статьи Бориса Борисова "ДОКТРИНА ПУТИНА: КОНСОЛИДАЦИЯ ИЛИ СМЕРТЬ"

В ближайшие годы «Путину и его команде» предстоит совершить три труднейших перехода, три консолидации, без которых немыслимо укрепление России в качестве долговременной хозяйки Северной Евразии - а в некотором смысле, немыслимо и её выживание.

Во-первых, это переход от социального государства к обществу развитого социального партнёрства, что далеко не одно и то же - эти сущности основаны на противоположных аксиомах.

Концепция социального государства, более-менее реализованная Путиным на данном этапе развития страны, сводится к известной формуле: «бизнес платит налоги, а государство заботится о населении». Это не что иное, как идейное продолжение ельцинизма, лишь в иной количественной пропорции - часть избыточной природной ренты, выходящая за рамки простого выживания населения и воспроизводства экономики, тратится на социальные программы.

Это, кстати, требует наличия этой самой избыточной ренты, и при её оскудении социальное согласие, купленное за деньги, рушится, как карточный домик. Пример такого обрушения «купленного доверия», купленной лояльности мы могли видеть во время кризиса 2008 года, когда мизерный по всем меркам откат назад, а иногда даже просто прекращение «привычного роста доходов» вызвал нарастание протеста. Тогда страну от ещё больших потрясений спасли резервы. Но проблема в том, что в случае краха существующей мировой финансовой системы (который все ожидают, просто никто не знает, когда), эти бумажные резервы растают в считанные дни. В этом случае никто не сможет купить лояльность населения, и через период турбулентности пройдут все страны мира и целые континенты. При этом значительная часть нынешних мировых лидеров существенно ослабнет. Страны же, сохранившие внутреннюю стабильность, страны консолидированные войдут в этот «новый мир» кардинально усилившимися, новыми хозяевами регионов, континентов, всего мира. Зачистить страну от гнили заранее - прежде всего, гнили внутри элит - первостепенная задача перед этапом новой мировой турбулентности (что, кстати, и пытался сделать Сталин в конце 30-х, в присущей ему неповторимой манере).

Переустройство России из социального государства в общество развитого социального партнёрства, в некотором смысле, есть вопрос её выживания в предстоящий период смены мировой экономической модели.



В рамках этой системы предприниматели сами понимают, как они должны взаимодействовать с трудовыми коллективами - даже ценой больших финансовых потерь, без волшебного пенделя со стороны государственной власти. А непонимающие - быстренько зачищаются от непосильных для них тягот бизнеса. Азбукой является также участие выборных представителей трудовых коллективов в управлении экономикой, отраслями и предприятиями. На верхнем этаже - в виде народного контроля (прообразом которых могут стать структуры путинского «Народного фронта»), в отраслевом звене - в виде постоянно действующих трехсторонних комиссий, составленных из работодателей, выборных от трудовых коллективов и представителей государства. Кстати, такие конструкции давно работают во множестве стран мира, снижая там накал социальной напряженности.

Вторая консолидация - «консолидация нации» заключается в переходе от ныне существующего «многонационального государства» к содружеству наций, немыслимого без оформления государствообразующего статуса русского народа как основы этого содружества - и не только в качестве политический декларации (как было уже сделано в предвыборной платформе Путина), но и в сфере конституционной. Что касается национальных меньшинств, то о них не стоит сильно беспокоиться - они давно по факту прописали национальную идею в своих республиканских конституциях и теперь вряд ли имеют право вставать в позу. Устойчивая национальная конструкция в России может возникнуть лишь в двух случаях - либо разгон всех национальных республик (если уж мы все «россияне», то какие у равноправных россиян могут быть внутри страны отдельные квазигосударственные образования?) либо вариант, предусматривающий политическое представительство не только малых народов в системе власти, которые уже и сейчас представлены вполне достойно, но и русского народа, который как народ политически не представлен никак.

И, наконец, третья консолидация - консолидация ныне раздробленного на фрагменты «русского исторического наследства» заключается в сложении в единое целое царско-имперского, советского и постсоветского наследия в жизни страны, понимаемых не как череда катастроф, а как наш общий исторический путь развития в сложном, недружелюбном и часто агрессивном окружении. Следует принять идею, что тысячелетняя Россия - это одна и та же страна, меняющая свои государственные формы, как одежды, в соответствии с веяниями и вызовами времени. Лишь тот политик, который найдет в себе силы закончить в стране столетнюю Гражданскую войну, войдет в историю как новый Отец Нации. Понять, что эта простая мысль дошла до кремлевских стен, просто: когда в очередную годовщину парада Победы Мавзолей Ленина перестанут драпировать цветастой тряпкой, а обратятся с его трибуны к народу - это и станет маркером того, что примирение эпох состоялась. Не положив конец этой войне, не устроив примирение белых, красных и прочих зеленых, нельзя построить в нашей стране никаких длинных исторических стратегий - проигравшая сторона всегда будет критическим зарядом динамита внутри внешне крепкого здания.

В современном мире выигрывают лишь те нации, которые в состоянии строить собственные длинные национальные стратегии - остальные лишь ситуативно мечутся, умножая мировой Хаос, часто не понимая, что все их метания - просто часть плана более разумных наций и национальных корпораций, способных такие стратегии построить и навязать миру.

Вот эти три важнейшие консолидации: переход от социального государства к обществу развитого социального партнёрства; «консолидация нации», то есть переход от «многонационального государства» к содружеству наций, немыслимый без оформления конституционного статуса русского народа как основы этого содружества; и «консолидация русского наследства», понимаемая как новая сборка русской истории из враждующих фрагментов в единое целое, - составляют основу перехода путинизма в новое качество, или «Доктрину Путина» - даже если он ещё об этом не догадывается. Есть такая могучая вещь - историческая неизбежность, которая идет по своим рельсам, как паровоз. А Путин - он замечен в чем угодно, только не в привычке лежать на пути этого паровоза. Он чаще пытается стать машинистом, чем Анной Карениной.

По существу, говоря о трех консолидациях, мы говорим про: 1) социальную, 2) национальную и 3) историческую консолидацию нашей нации, без которых никакой русской политической нации здесь не возникнет, а будет лишь бульон, раздираемой социальными, национальными и историческими противоречиями субъектов, временно совместно проживающих в России.

http://www.soldatru.ru/read.php?id=2391&printing=1

Путин, Воля России, Суверенитет России, Путь России, Россия. Запад, Доктрина Путина, Угрозы России, Глобальные Перемены

Previous post Next post
Up