Геополитический прогноз от Stratfor на 2015-2025 годы

Feb 06, 2016 19:26



Карта. Военные базы и ЯО НАТО и России в Европе03.02.2016
Основные темы статьи:
Глобальные Перемены, Будущее мира, Финансовый хаос, Финансовый Интернационал,
Борьба за глобальное господство, Сверхконцентрация богатства, Глобальная элита, Новый Мировой Порядок, Global Chaos, Путь России, Угрозы России, Запад против России, Распад России.
США сохранят своё могущество, но не владычество над миром. Китай теряет темпы роста, его влияние в мире сократится. ЕС не рападётся, но претерпит серёзные изменения. Нарастание проблем у Германии. Польша на подъёме экономики и политического влияния в Европе.

Это пятый прогноз на десятилетие, опубликованный Stratfor

Каждые пять лет, начиная с 1996 года (1996, 2000, 2005, 2010 и 2015 гг.), Stratfor публикует скользящий прогноз. В целом мы гордимся своими усилиями. Мы предсказали неспособность Европы пережить экономические кризисы, спад Китая и ход войны США с джихадистами. Мы также допустили несколько ошибок. Мы не ожидали событий 11 сентября, и что еще важнее, мы не смогли предсказать размах ответных действий Америки. Но в 2005 году мы сумели предугадать те трудности, с которыми столкнутся США, и то, что Соединенным Штатам придется отказаться от своих военных кампаний в исламском мире. Мы слишком рано спрогнозировали ослабление Китая, но мы видели это ослабление еще тогда, когда другие говорили о появлении у Китая экономики более крупной, чем американская. И прежде всего, мы последовательно предсказываем непреходящую мощь Соединенных Штатов. Наши прогнозы основаны не на шовинизме и ура-патриотизме. Они базируются на нашей модели, в которой США по-прежнему являются исключительной державой.

Мы прогнозируем не все. Мы сосредотачиваем внимание на важных тенденциях и трендах, возникающих в мире. Ниже приводятся некоторые детали из нашего прогноза на десятилетие, начиная с 2010 года.



Мы считаем, что война США с джихадистами пойдет на спад. Это не значит, что исламистское движение будет уничтожено. Попытки совершения терактов продолжатся, причем некоторые из них будут успешными. Но две крупные войны в регионе к 2020 году, если не прекратятся полностью, то ослабнут, причем существенно. Мы также увидим, как ситуация в Иране становится контролируемой. Пока неясно, как это будет сделано: посредством военных действий, за счет изоляции Ирана или через какую-то политическую договоренность с нынешним или будущим режимом - но в общем геополитическом плане это не имеет особого значения. Иран удастся сдержать, так как ему просто не хватит сил, чтобы стать крупным игроком в регионе за пределами своего ближайшего географического окружения.

Из-за разнообразия систем и демографических условий в Европе институты Евросоюза подвергнутся сильнейшему стрессу. Мы считаем, что эти институты выживут. Мы сомневаемся, что они будут работать эффективно. Главная политическая тенденция будет далека от многосторонних решений, сдвигаясь в сторону национализма, приводимого в действие разнонаправленными экономическими, социальными и культурными силами. Создавшая Европейский Союз элита будет испытывать на себе возрастающее давление со стороны населения. Определяющей чертой Европы будут противоречия между экономическими интересами и культурной стабильностью. Поэтому внутриевропейские отношения будут все более непредсказуемыми и неустойчивыми.
Россия все десятилетие будет пытаться укрепиться и обеспечить собственную безопасность, но потом демографический спад нанесет по ней настоящий удар. Она постарается перейти от сырьевого экспорта к экспорту переработанного сырья, продвигаясь вверх по цепочке наращивания стоимости для укрепления своей экономики, пока ей еще позволяет демография. Россия также будет стремиться объединить бывшие советские республики в некую связную общность, дабы отсрочить свои демографические проблемы, расширить свой рынок и прежде всего возродить некоторые территориальные буферы. Россия видит, что находится под прицелом, а поэтому торопится. Из-за этого она в перспективе постарается казаться агрессивнее и опаснее, чем есть на самом деле. Но в 2010-е годы действия России будут вызывать существенную тревогу у ее соседей как в плане национальной безопасности, так и в плане ее быстро меняющейся экономической политики.
Больше всего это будет тревожить и влиять на бывшие страны-сателлиты России из Центральной Европы. Главной зоной внимания для России останется Среднеевропейская равнина, издавна являющаяся маршрутом вторжения в эту страну. Ее внимание к этому региону будет усиливаться, так как Европа в политическом отношении становится более непредсказуемой. Россия не будет оказывать на Центральную Европу непреодолимое военное давление, но психология центральных европейцев очень тонко настроена на угрозы. Мы считаем, что это постоянное и нарастающее давление будет стимулировать экономическое, социальное и военное развитие в Центральной Европе.
В китайской экономике, как в экономике Японии и других стран Восточной Азии до нее, будут существенно снижены темпы роста, чтобы синхронизировать их с нормой прибыли от капитала и уравновесить финансовую систему КНР. Поступив таким образом, Китай столкнется с ростом социальной и политической напряженности.
Что касается Америки, то в 2010-х годах будет продолжаться начавшийся более века назад долгосрочный рост ее экономической и военной мощи. Соединенные Штаты остаются очень сильной (но не всемогущей) мировой военной державой и ежегодно производят 25% общемирового богатства.
На десятилетие вперед
Мир начал меняться еще в 2008-м, когда Россия вторглась в Грузию и грянул финансовый кризис. С тех пор стали очевидны три закономерности. Во-первых, ЕС вошел в кризис, который не способен разрешить, и интенсивность которого продолжает усиливаться. Европейский Союз никогда больше не вернется к прежнему единству, и что если он уцелеет, то в следующее десятилетие будет существовать в более ограниченной и раздробленной форме. Мы не считаем, что зона свободной торговли сохранится в прежнем виде, без роста протекционизма. Мы ожидаем тяжелых экономических проблем в Германии, и, как следствие, увеличения роли Польши в регионе.
Нынешний конфликт с Россией за Украину будет оставаться в центре международной системы в ближайшие несколько лет, но мы не думаем, что Российская Федерация способна просуществовать в своем нынешнем виде еще десять лет. Подавляющая зависимость от экспорта углеводородов и непредсказуемость цен на нефть не позволяют Москве поддерживать государственные институты на всей обширной территории Российской Федерации. Мы ожидаем заметного ослабления власти Москвы, что приведет к формальному и неформальному раздроблению России. Безопасность российского ядерного арсенала будет все более важной проблемой по мере того, как этот процесс начнет ускоряться к концу десятилетия.
Мы вступили в эпоху упадка национальных государств, созданных Европой в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Власть во многих из этих стран больше не принадлежит государству и перешла к вооруженным партиям, которые не способны выиграть друг у друга. Это привело к напряженной внутренней борьбе. США готовы участвовать в таких конфликтах при помощи авиации и ограниченного вмешательства на земле, но не могут и не хотят обеспечивать их прочное разрешение. Турция, чью южную границу эти войны делают уязвимой, будет медленно втягиваться в конфликт. К концу десятилетия Турция превратится в крупную региональную державу, и в результате усилится соревнование между Турцией и Ираном.
Во-вторых, Китай перестал быть страной быстрого роста и низких зарплат и вошел в новую фазу, которая станет новой нормой. Эта фаза предполагает гораздо более медленный рост и все более жесткую диктатуру, сдерживающую разнонаправленные силы, порождаемые медленным ростом. Китай продолжит быть крупной экономической силой, но перестанет быть двигателем глобального роста. Эта роль перейдет к группе разрозненных стран, которые мы определяем термином «16 Пост-Китайских Стран»: большая часть Юго-Восточной Азии, Восточная Африка и части Латинской Америки. Кроме того, Китай не будет источником военной агрессии. Основным претендентом на господство в Восточной Азии остается Япония.
В третьих, США продолжат быть крупной экономической, политической и военной силой, но их вмешательство будет менее активным, чем раньше. Низкий уровень экспорта, растущая энергетическая независимость и опыт прошедших десяти лет приведут к более осторожному отношению к экономическому и военному вмешательству в дела планеты. Американцы наглядно увидели, что происходит с активными экспортерами, когда покупатели не могу или не хотят покупать их продукты. США осознают, что Северной Америки достаточно для процветания, при условии избирательных вмешательств в других частях света. Крупные стратегические угрозы Америка будет встречать соответствующей силой, но откажется от роли мировой пожарной команды.
Это будет хаотичный мир, где многие регионы ждет смена караула. Неизменной останется только власть Соединенных Штатов, в более зрелой форме - власть, которая будет все менее на виду, потому что в ближайшее десятилетие ей будут пользоваться не так активно, как раньше.
Европа
Европейский Союз, похоже, не в состоянии решить свою фундаментальную проблему, и это не еврозона, а зона свободной торговли. Германия - центр притяжения ЕС; немцы экспортируют больше половины своего ВВП, и половина этого экспорта приходится на другие страны ЕС. Германия создала производственную базу, которая во много раз превышает ее собственные потребности, даже при условии стимулирования национальной экономики. От экспорта целиком зависят рост, полная занятость и социальная стабильность.
Это раскалывает и без того раздробленную Европу по меньшей мере на две части. У средиземноморской Европы и таких стран, как Германия или Австрия, совершенно разные поведенческие паттерны и потребности. Нет единой политики, которая подходила бы всей Европе. Это с самого начала было главной проблемой, но теперь приближается переломный момент. Что идет на благо одной части Европы, вредит другой.
Национализм уже значительно вырос. Его усугубляет украинский кризис и озабоченность восточноевропейских стран ожидаемой угрозой со стороны России. Восточноевропейский страх перед русскими создает еще одну Европу - всего этих отдельных Европ четыре, если выделить скандинавские страны в отдельную.
Этот тренд будет продолжаться. Европейский Союз может уцелеть в какой-то форме, но европейская экономика, политика и военное сотрудничество будут управляться преимущественно двусторонними или ограниченными многосторонними партнерствами, имеющими узкую направленность и не связывающими участников.
Вместо этого Европу определит возвращение национального государства в качестве основной формы политической жизни на континенте. Число национальных государств, вероятно, будет увеличиваться по мере того, как разнообразные сепаратистские движения будут добиваться успеха - разделения стран на составные части или прямой сецессии.
Германия из этой массы национальных государств будет наиболее влиятельной и в политическом, и в экономическом смысле. Но Германия чрезвычайно уязвима. Это четвертая экономика мира, однако это положение сложилось благодаря экспорту. У экспортеров всегда есть естественная уязвимость: они зависят от возможности и желания покупателей потреблять их продукцию. Другими словами, Германия находится в заложниках у экономического благополучия своего окружения.
В этом смысле против Германии действую несколько сил. Во-первых, растущий европейский национализм будет все больше предпочитать протекционизм в экономике и на рынке труда. Слабые страны, вероятно, прибегнут к разнообразным механизмам контроля над капиталом, а сильные начнут ограничивать пересечение иностранцами - включая граждан ЕС - своих границ.
В глобальном смысле мы ожидаем, что европейский экспорт столкнется со все более сильной конкуренцией и крайне нестабильным спросом. Таким образом, мы прогнозируем продолжительный экономический спад в Германии, который приведет к внутреннему социальному и политическому кризису и ослабит в ближайшие 10 лет влияние Германии на Европу.
Центром экономического роста и растущего политического влияния будет Польша. Она все это время поддерживала впечатляющие темпы роста - пожалуй, самые впечатляющие после Германии и Австрии. По мере того как Германию будут сотрясать глобальные экономические и популяционные сдвиги, Польша диверсифицирует свою внешнюю торговлю и в итоге превратится в доминирующую силу Северо-Европейской равнины.

Источник

Еврофейк, Китай, global blowback, Борьба за глобальное господство, ЕС. Иран, Распад России, Глобальные Перемены, Финансовый Интернационал, Деградация Европы, Новый Ближний Восток, Запад против России, Евронационализм, Финансовый хаос, Необерлинские стены Европы, Путь России, ЕС-бастард, Угрозы России, Сверхконцентрация богатства, global chaos, pax americana, Новый Мировой Порядок, Россия, Глобальная элита, Будущее мира

Previous post Next post
Up