Наконец-то собрался с силами и подготовил небольшой фотоотчет о своем апрельском туристическом путешествии в Тунис. Фотографии я разбавил скупыми комментариями, под немногословием которых скрыта туманная бессвязность авторской мысли.
Вообще, апрель не самое удачное время для пляжного отдыха в Тунисе. Нестабильная погода, прохладное море, "не сезон". Однако в руки случайно попали дешевые путевки и было принято решение смотаться на недельку в далекую Африку, посмотреть на их молочные реки, да кисельные берега.
Набёль
Набёль это приморский курортный город средних размеров. Здесь нет крупных развлекательных центров, огромных гостиничных комплексов, больших танцевальных площадок. Этим славится Сус, который в три раза превышает его по населению. Набель гораздо более провинциален и спокоен. Это место предназначено для пожилых европейцев, уставших от серых городов и бесконечной суеты. Шумной молодежи здесь будет скучно.
Отель Le Prince оставил приятное впечатление. Чисто, аккуратно, хорошая кухня. Это единственный работающий в эту пору года отель, потому что только в нем есть крытый бассейн. В номере обнаружился телевизор без пульта, кондиционер и теплые верблюжьи одеяла. Телевизор можно легко включить через IR-порт наладонника, но у меня дома телевизора нет и я уже отвык его смотреть. (Друзья, помогите вернуться к нормальной полноценной жизни!) Номер прибирали каждый день, полотенца меняли по требованию, кондиционер и фен работали исправно.
Архитектура здания отеля не отягощена деталями и выглядит строго, по-конструктивистски:
Персонал отлично владеет французским, хуже английским, гораздо хуже немецким, а русским не владеет вообще. Тем не менее, присутствие русской культуры чувствуется по отдельным механически заученным словечкам и фразам, которые иногда выдают улыбающиеся в глаза аборигены. Смысла сказанного они, естественно, не понимают и очень часто считают, что таким образом высказали тебе комплимент. Иногда это действительно так. А иногда нет. Отважные русские путешественники-первопроходцы по-разному несут родную культуру в чужеземные массы. "Добрий дэн! Как тела, бля? Хочэш вотки?". Вообще, местные на контакт идут легко и питают искреннюю симпатию к тем туристам, которые уделяют им внимание. Многие тунисцы, которых мы встречали на пляже, улыбались нам и здоровались по-французски. А мы мямлили в ответ нечто схожее с "бонжур".
Наш попутчик, силовик-конспиратор из Москвы, назвавшийся Александром (а по паспорту -- Мирослав), зная лишь тридцать слов на разных языках мира, быстро нашел общую тему для общения с работником бассейна.
-- Вот, пообщались на тему политики, -- сказал он, указывая пальцем на подметавшего пол поджарого смуглого мужчину.
-- Да ну? И каков результат? -- полюбопытствовал я.
-- Америку они не любят, -- задумчиво протянул Александр-Мирослав, затем хмыкнул и добавил, -- Они такие же как мы.
Резюмируя, можно сказать, что 3 звезды с отключенной опцией "все включено" нам хватило за глаза. Надо, правда, справедливости ради добавить, что в отеле мы появлялись только ближе к вечеру, а уходили рано утром. Так что, друзья мои, я необъективен. А вы как думали? :)
Питались мы два раза в сутки в столовой отеля, которая удивила меня оригинальным неофашистским дизайном спинок стульев. Возможно, подумал я, отель используется как прикрытие базы отдыха престарелых нацистских преступников. В числе постояльцев было несколько пожилых немцев и на протяжении всего отдыха я внимательно приматривался к ним. Увы, подозрительные стариканы ничем не выдали свою нервозность, обсуждали лишь вино, какую-то хитрую терапию, да странного молодого человека, который уже который день пялится на них выпученными глазами.
Впрочем, скоро выпученными глазами стали смотреть уже на нас. Александр-Мирослав принес уоки-токи и предложил использовать устройство для оперативной связи. "Волга, волга, я -- Стрела! Как слышите меня? Прием." Ужас в глазах администратора. Русские идут!
Море занимает в жизни молодого набёльца важное место. Это место встреч и место расставаний. Здесь неспешно прогуливаются влюбленные парочки, щедро зачерпывая песок загнутыми носами туфлей. По побережью бредут стайки детей, направляющихся в школу. Девушки моют в нем волосы. Я не раз видел одинокого тунисца, сидевшего в брюках прямо на песке и наблюдавшего за волнами. На берегу практически не было туристов.
Полдень. Пустой пляж. Холодное море. Энтузиасты на пирсе ловят рыбу. Для местных температура в +18-24 градуса это весьма прохладная погода. В то время как я разгуливал в шлепках, шортах и без майки, тунисцы ходили по пляжу в джинсах, кофтах, байковых фуфайках:
Однажды увидел девушку в теплой меховой джинсовой куртке. Она была одета так основательно, что у меня аж мурашки по коже пробежали. Зато "моржам" такое море в радость. Два пузатых европейца, радостно фыркая, плюхались в холодной воде с вполне детским восторгом.
На берегу моря наш передовой разведотряд обнаружил обнесенный колючей проволкой некий секретный, наверняка законспирированный, военный объект, возможно, тайный центр подготовки верных воинов джихада. (Корове на заметку: вокруг "объекта" растет сочная мясистая трава).
При желании можно снять домик. В Набёле, кстати, отдыхают не только приезжие, но и обеспеченные тунисцы, ведь это также курорт и для "своих". Новые тунисские покупают или строят особняки недалеко от "линии отелей".
Нетрудно заметить, что посередине тротуара почему-то посажены деревья.
Ходить по такому тротуару невозможно.
Днем улицы за исключением центральных пусты и безлюдны.
Rubleffka.
Детский сад.
На многих домах видно сразу несколько спутниковых тарелок. Туниское телевидение контролируется государством, поэтому иметь личный независимый канал промыва мозгов выноса мозга получения информации считается престижно. Нежелательный интернет-контент также фильтруется и блокируется.
Зачастую дома стоят практически вплотную друг к другу. Внутренний дворик закрыт от посторонних глаз стеной. При строительстве в качестве основного материала используется крупный кирпич.
Полы, насколько я заметил, тоже делают из кирпича. Через отверстия просовывают стальные прутья и заливают сверху бетоном.
Обратил внимание, что в кирпичный забор сверху хозяева иногда вмуровывают битое стекло. Представительница фирмы меня уверяла, что преступность в городе крайне низка, да и с приезжими никто не хочет связываться, так как это чревато серьезными последствиями. Тем не менее, со своими согражданами тунисцы держат ухо востро. Например, вход в полицейский участок охранял солдат в плащ-палатке со Steyr AUG в руках. :)
"Солнечные батареи не роскошь, а основа энергетической независимости страны." Если я понял правильно объяснения набёльцев, правительство помогает гражданам с получением целевых кредитов на покупку подобных штук.
Стандартное оформление металлических дверей гаража или дома. Монотонный белый или синий цвет на котором черными точками заклепок выведен узор. Мотивы узоров можно пересчитать по пальцам. Под панелями слева прячутся счетчики воды и электричества.
Знаменитая чаша с фруктами, символ города:
"Гончарное дело и выращивание апельсин -- вот два столпа экономики Набёля". Странно, но факт: город объявлен центром гончарного дела, однако местная глина не очень высокого качества и в производство не идет. В основном используется каолинская глина Крумирии.
На самом деле, единственный столп экономики города это туризм. Поэтому настоящий символ города это оболваненный турист, щелкающий на пошлую мыльницу по-церетелевски безвкусную поделку.
То есть я.
Чтобы подчеркнуть монументальность главного символа города, набёльские декораторы вписывают в ландшафт гончарные изделия размером поменьше.
Альпийская горка.
В центре города царит оживленное броуновское движение. По улицам ходит очень много молодых людей. Заметил, что многие девушки не носят хиджаб или другие вещи мусульманского гардероба, а предпочитают джинсы и свитер. Иногда носят джинсы, свитер и хиджаб. Традиционную одежду видел на женщинах среднего и пожилого возраста. Парни подстрижены "по-моде", девушки носят длинные волосы.
Набёльский горисполком. 9 апреля тунисцы поминают павших в борьбе за освобождение страны от империалистического колониального гнета. В их честь на улицах городов вывешивается множество красных флажков и флагов, что символизирует обилие пролитой крови. Государственный праздник называется День Мучеников. Это отдельный праздник, День Независимости Туниса празднуется раньше -- 20 марта.
Торговая улица. Ведет к центральной торговой улице города, проходящей насквозь через всю медину. (Мединой обычно называют старый город, который прежде был обнесен толстой крепостной стеной. В Набёле от крепостной стены осталась лишь часть, где находились врата.)
Стены дома выложены плиткой. Это весьма дорогое удовольствие. Деревья в центре подстрижены аккуратно. (Россиянам на заметку: а еще там чисто!) А вот с дорожным движением непорядок. Пешеходные переходы есть только в центре, да и на них мало кто обращает внимание. Давить вас никто не будет, но и уступать дорогу автоубийца не намерен. Но в целом уровень организации дорожного движения выше чем, к примеру, в Египте. Когда мы ехали из аэропорта в Монастире, то встречали дорожные патрули чуть ли не на каждом крупном перекрестке. Местные, понятное дело, жалуются. Тем не менее, взяточничество инспекторов это редкость.
В пятницу в медине проводится крупный рынок, на котором продается огромное количество разного ненужного хлама. Это, к примеру, "знаменитые набёльские гончарные изделия":
При ближайшем расмотрении "уникальные" тарелки оказываются грубо размалеваными поделками, цена который завышена в несколько раз. Другое дело, колдовские инструменты для системных администраторов:
Вообще, неумение торговаться приносит незадачливым туристам сплошные финансовые траты. Моя жена, опытный покупатель, вывела следующий алгоритм: "Если араб доволен, значит тебя надули. Если араб зол, значит ты приблизился к нормальной цене. Если араб выгоняет тебя из магазина, значит ты назвал цену по которой он сам это купил."
Подсказка: никогда не обсуждать с другом цену при продавце. Часто торговцы делают вид, что не понимают русского языка. Так вот, языка они действительно не знают, но счет выучили вполне. Отойдите в сторонку, обсудите, вернитесь и торгуйтесь дальше.
Важно знать -- в Тунисе есть магазины с фиксированной ценой, "Fixed Price". Достаточно произнести эту магическую формулу, как торговец сразу погрустнеет, поскучнеет и махнет на вас рукой. В таких магазинах вы можете приобрести товары по приемлимым ценам и без утомительной торговли. Конечно, там вас тоже облапошивают и обирают, но по фиксированной таксе. С рыночным торговцем редко когда можно договорится на эквивалентную магазинной цену.
Кстати, даже в "Fixed Price" вам могут сделать скидку. Так, один торговец, внешне похожий на Уго Чавеса, после того, как узнал откуда мы, сделал нам скидку со словами: "Американцы -- капиталисты! Русские -- капиталисты! А вы не капиталисты."
Спасибо, дорогой, думаю ты в накладе не остался.
Лепестки роз оптом. Машины на улицах в основном французские, но иногда встречаются немцы, реже японцы.
(продолжение следует)