Поездка в Эльзас - 9. Кольмар (Colmar)

Mar 12, 2018 15:53

image Click to view



Автобус из Кайзерберга вернул нас к главному вокзалу Кольмара, который выделяется своей высокой башней с часами и украшен скульптурным декором, совмещающим античную, промышленную и природную тематики. В 1991 году вокзал был отреставрирован. Интересно, что аналогичный проект был использовал и при строительстве главного вокзала польского города Гданьск, так что в итоге вокзалы получились братьями-близнецами. 
Выстроенный из красного кирпича и вогезского (фальцбургского) песчаника, вокзал представляет собой монументальное сооружение с элементами неготики, неоренессанса и югендштиля.



Первые упоминания о городе Кольмар датируются 823 годом, когда император франков Людовик Благочестивый даровал монастырю земли, находящиеся в регионе с центром в городе Columbarium. Это название, означающее «голубятня», позволяет некоторым историкам делать вывод о римском происхождении города, однако никаких более ранних упоминаний о Кольмаре не сохранилось. Уже через 10 лет после первого упоминания Кольмар становится местом, где сыновья Людовика Благочестивого объединили свои армии против отца и захватили императора в плен.



После смерти Людовика Благочестивого его сыновья поделили империю. Согласно договору Карл, Лысый получил ее западную часть (будущую Францию), Людовик Немецкий - восточную (будущую Германию), а Кольмар вошел в т.н. Срединное королевство и достался Лотарю. Однако государство Лотаря, довольно узкой полоской протянувшееся от Адриатического моря до Северного моря, было недолговечно. После его смерти оно было разделено на части, и в 870 Кольмар достался Людовику Немецкому.
В составе вскоре образованной Священной Римской империи Кольмар развивался как региональный центр ремесла и торговли. Город богател и добился определенной политической независимости. В начале 13 века Кольмар получил статус имперского города. Однако независимость от местных светских феодалов не означала отсутствие в городе власти епископа. В течение 13 века городские органы самоуправления постепенно забирали в свои руки власть, которая раньше принадлежала епископу. Однако епископы не были готовы мириться с таким положением вещей. В 1260 епископ Страсбурга (в его епископство входил и Кольмар) потребовал от городов Эльзаса возврата всех своих прав. В ответ на это в городах начались восстания. Но в каждом из них были как сторонники независимости, так и сторонники партии епископа. Причем в Кольмаре последние оказались сильнее. Они даже свергли городского главу Яна Рессельмана, который своей властью освободил горожан от клятвы верности епископу. Противостояние повсеместно переросло в войну. В 1262 армия горожан Эльзаса разбила армию епископа, тот вынужден был бежать. В Кольмаре его партия в конечном итоге также потерпела поражение, город освободился от власти епископа.



В 1278 Кольмар получил конституцию («хартию гражданских прав») от императора Рудольфа Габсбурга. Этот документ очень важен для жизни города. В нем впервые регламентируются права и обязанности его жителей. Первоначально во главе города стояли знатные дворянские фамилии. Однако с ростом торговли и ремесел все больший вес стали приобретать купцы и главы цехов. Аналогичные процессы происходили в других городах Эльзаса. Когда в 1354 было создано объединение 10 городов Эльзаса (т.н. Декаполис), куда вошел и Кольмар, новые тенденции привели к изменению расклада сил в городе. По городской конституции 1360 года 2/3 мест в городском совете получили незнатные горожане, и лишь 1/3 - рыцари.
В начале 16 века (1512) из Кольмара, как ранее из некоторых других городов Эльзаса, были изгнаны евреи (несмотря на очевидную жестокость этого решения, Кольмару все же удалось избежать массовых расправ, как, например, это происходило в Страсбурге). Но эпоха потрясений для города только начиналась. Крестьянская война (1524 - 1525) прокатилась по Германии, не исключая Эльзас. Многие деревни были разграблены, но Кольмар смог остаться в стороне. В этот же период в городе начинают распространяться идеи Реформации. Кольмар становится одним из центров распространения новой религии. Но позиции католической церкви в городе также были традиционно сильны. Долгое время обе религии соседствовали в городе (хотя это соседство не всегда было мирным), и лишь в 1575 Кольмар был объявлен протестантским городом. Вскоре, в 1580, Кольмар получил статус «вольного имперского города».



Памятник посвящен Густаву-Адольфу Хирну (Gustave-Adolphe Hirn) (1815-1890) который был французским физиком, астрономом, математиком и инженером. Родившись в семье текстильных фабрикантов недалеко от Кольмара, в юности Хирн работал химиком на фабрике своего деда в Логельбахе (usine Haussmann au Logelbach), что наложило отпечаток на всю его дальнейшую деятельность: научные труды Хирна отличаются практической направленностью и критическим отношением к чистому академизму. Хирн занимался проблемами термодинамики и применял свои знания для конструирования паровых машин. Кроме того, он увлекался наблюдениями за небесными телами и в 1880 году создал в Кольмаре метеорологическую обсерваторию. Он также исследовал происхождение и химический состав колец Сатурна. Рассказывают, что внешность Хирна отличалась оригинальностью: выдающийся лоб - который казался еще больше из-за раннего облысения, замаскированного париком, - придавал его лицу довольно странный вид. Это впечатление чудаковатости дополнительно усугублялось специфической манерой говорить. Речь ученого была прерывистой, будто вымученной. Однако стоило ему взять в руки перо, и косноязычия как не бывало: Хирн писал мастерские труды, поражавшие весь ученый мир.



Классический вид Кольмара с моста на улице Тюрен. Квартал Маленькой Венеции так же, как и другие кварталы на воде - та же Маленькая Франция в Страсбурге или Кайзерсберг выигрывают за счет контраста городской застройки и водных каналов - тут нет ни одного знаменитого здания, но вместе взятые постройки, мосты и отражения в воде образуют прекрасный ансамбль.





Так как было уже в районе трех часов дня, то мы прогологадись и решили найти ресторанчик у воды - было очень жарко, потому хотелось в тенёк ближе к воде. Я нашел на карте заведение в Маленькой Венеции. Прежде квартал назывался Крутенау (Krutenau), и жили в нем тогда в основном члены цеха огородников, а также лодочники и виноделы. По одной из версий, слово Krutenau происходит от слов «луг» (Au) и «капуста» (Krut); есть также мнение, что оно восходит к немецкому Krutten, Kruten в значении «преграда», «заграждение». (Квартал с аналогичным названием, Крутено или Крутенау, по сей день существует в Страсбурге). Нынешнее название - Маленькая Венеция - появилось уже в XIX в., когда началось туристическое развитие региона.



Интересно, что первоначально дома красились в определенные цвета вовсе не из художественных соображений: со времен Средневековья в Эльзасе была унаследована определенная цветовая символика. Население зачастую было безграмотным, и цвета построек позволяли им легче ориентироваться на улицах, поскольку обычно соответствовали определенному ремесленному цеху. Впрочем, не все историки придерживаются такого мнения. Некоторые утверждают, что цвет дома определялся религиозной принадлежностью его хозяев. Именно Кольмар брал за образец Миядзаки, при создании образа европейских городов в своих аниме.



Дошли до ресторана Caveau Saint-Pierre, но увы внутрь не пускали и пришлось сесть на улице за столик на место, наполовину скрытое от солнца, так что я уступил место дамам а сам получал «водительский» загар. Поев трате фламбе с эмменталем и выпив местного Геворцтраминера я отправился гулять по городу.





Я прошел по улочкам Маленькой Венеции к улице Тюрен, а затем по улице Викрам и вышел к зданию крытого рынка Кольмара (Marché Couvert de Colmar). Оно расположено практически сразу за упоминавшимся выше домом в стиле модерн. Крытый рынок Кольмара был построен в 1864-1865 гг. по проекту эльзасского архитектора Луи-Мишеля Больца (Louis-Michel Boltz), который также является автором проекта городского театра. Здание выстроено из кирпича и песчаника с металлическим каркасом, опирающимся на чугунные колонны. Удобное расположение на берегу реки Лаух (Lauch) позволяло огородникам причаливать на своих лодках непосредственно к рынку и разгружать свои продукты прямо у его ворот.





Здесь же очередной открыточный вид на Маленькую Венецию (в данном случае на квартал кожевеников). Бесспорно, он выглядит крайне впечатляюще и красочно.





Далее я прошел вдоль реки, мимо городской стены.



Свернув направо я вышел к площади Жанны Д’Арк. С 1316 года на площади торговали лошадьми, и поэтому она называлась Rossmerkete. Затем, с 1356 года, ее стали называть Viehmerkete, поскольку здесь находился рынок скота. После присоединения Кольмара к Франции это место стали называть Гревской площадью (Place de la Grève) (по аналогии с одноименной площадью в Париже), так как здесь была установлена виселица и проводились публичные казни. После Французской революции площадь была переименована в площадь Скотного Рынка (Marché-au-petit-bétail), а в 1871-1918 гг., при немцах, называлась площадью Ключей (Schlusselplatz).



Свернув на Гран Рю сразу увидел Дом с аркадами (Maison des Arcades), расположенный по адресу Grand’Rue, 11-19 (Grand’Rue, 15). Здание также известно как бывший Дом протестантских священников (или Дом причта) (Ancien presbytère protestant). Расположенное бок о бок с церковью Св. Матфея, это замечательное позднеренессансное строение является современником знаменитого кольмарского Дома с головами (Дома голов). Наиболее характерной архитектурной особенностью дома являются два фланкирующих длинный фасад трехэтажных угловых эркера с башенками и очаровательные щипцы в обрамлении завитков (волют), также с каждой стороны фасада. Такая форма щипца традиционна для рейнского ренессанса. Угловые эркеры придают зданию особую стройность и благородство. Дом является одной из архитектурных достопримечательностей Кольмара и признан историческим памятником.
Красивый четырехэтажный Дом с аркадами был построен в Кольмаре в 1606 году и на протяжении двух веков служил жилищем местного пастора. По нижнему этажу здания тянется ряд арок: в этой крытой галерее (пассаже) размещаются магазины и ресторанчики.
Здание, расположенное по соседству с Домом с аркадами, по адресу Grand Rue, 3, -протестантская церковь Св. Матфея - это бывшая францисканская церковь в очень строгом готическом стиле (характерном для нищенствующих орденов), которая ранее являлась частью монастыря. Впечатляющий своими размерами храм был построен в конце XIII века. В XVI веке, во время эпидемии чумы, множество монахов погибло, и церковь перешла к городским властям, которые устроили в монастыре госпиталь. Реформация шла полным ходом, и несколько лет спустя, с 1575 года, в церкви начали проводиться протестантские богослужения, а в 1582 году кольмарский магистрат официально признал ее лютеранским храмом. В субботу вечером с колокольни доносился звон, мне стало интересно, и я зашел в двор около церкви.



На этой площади находится обширное неоклассическое здание Старого госпиталя, стоящее на месте одного из корпусов бывшего францисканского монастыря, который, как мы уже знаем, после гибели монашеской общины перешел к городу (1543). После страшного пожара, разрушившего монастырское здание, здесь в 1736-1744 году было возведено нынешнее импозантное строение, ныне отнесенное, как и церковь Св. Матфея, к числу исторических памятников (интересно, что при строительстве использовались камни из старых городских укреплений). Центральная больница располагалась здесь вплоть до открытия нового госпиталя им. Луи Пастера в 1937 г. в западной части Кольмара. После закрытия больницы в здании располагался Технологический институт.



На углу Гран-Рю и Церковной улицы, стоит дом Зандхера.Этот сказочный дом с замечательным угловым эркером в ренессансном стиле был построен в 1668 году на месте старого дома «У красного льва» для бургомистра Андреаса Зандхера (Andreas Sandherr) и сейчас официально признан памятником архитектуры Франции (историю о его неблаговидной роли в сдаче Кольмара французам в 1673 году можно поискать в Интернете). Дом включает три основных этажа, по нижнему этажу раньше шли ряды арок. Выходящий на Гран-Рю щипец включает еще два этажа. Его венчает круглое слуховое окно и любопытная скульптура, изображающая поясную фигуру мужчины, одетого по городской моде конца XVII века.



С Церковной улицы открывается вид на коллегиальную церковь Св. Мартина (La Collégiale Saint-Martin, L’église Saint-Martin de Colmar), которая является одним из символов Кольмара. Ее характерный силуэт с небольшой башенкой-фонарем заметен практически отовсюду. Жители Кольмара обычно называют эту церковь кафедральным собором, Cathédrale Saint-Martin - и площадь вокруг, соответственно, именуется Соборной (Place de la Cathédrale), - хотя епископская кафедра действовала в храме лишь во времена Великой французской революции. Ранее принадлежавший ей статус «коллегиальная церковь» означает, что церковь возглавлял капитул, то есть совет каноников, но не кафедральный (как при епископе и кафедральном соборе), а коллегиальный или коллегиатский (то есть просто при церкви). С начала XIX века это обычная приходская церковь.



На соборной площади стоит контрастирующее с окружающим фахверком здание сторожки или Кордегардии (помещения для караула), также именуемое полицейской частью (Ancien Corps de Garde/Maison de Police). Здание выделяется гармоничным порталом со стройными колоннами и особенно - красивым ренессансным балконом, или лоджией, откуда предполагалось зачитывать народу решения городского совета (дело в том, что сначала тут планировалось разместить ратушу). С XIII в. на этом месте располагалась часовня Св. Иакова при кладбище церкви Св. Мартина. Часовня служила оссуарием: здесь хранились кости, обнаруженные в ходе рытья новых могил. В 1575 году, на волне Реформации, здание было полностью перестроено в гражданское сооружение: сначала тут был устроен арсенал, а затем Кордегардия (впрочем, если приглядеться, в некоторых местах стены можно увидеть контуры заложенных арок часовни; кроме того, на вершине щипца крыши по сей день находится крест - один из последних заметных следов часовни).
Примыкающий дом слева от Кордегардии так называемый дом Адольфа. Этот высокий узкий дом с окнами, оформленными готическими арками, вероятно, является самым старым в городе: наиболее древние его части относятся к 1350 году (в эпоху Ренессанса дом был частично перестроен). Готические арки дома перекликаются с оконными и дверными проемами церкви Св. Мартина, которая строилась в то же время. На протяжении столетий в этом доме сменилось множество владельцев: тут жили ремесленники, торговцы, чиновники. Были среди них и сапожник, и кожевник, и скорняк, и зажиточный солевар, и староста местного совета, и даже итальянский купец. Мало что известно о хозяине, давшем дому имя: мы знаем лишь, что звали его Огюст Адольф (Auguste Adolph) и был он басонщиком, то есть изготавливал басоны (шнуры, тесьму, бахрому и прочую плетёную галантерею, в том числе позументы (галуны) для украшения одежды). Жил он в XIX в., и в Кольмар переехал из своей родной эльзасской деревушки в 1824 году
К дому Адольфа слева примыкает фахверковый дом Гинтцбургера (Maison Gintzburger), датируемый XV веком.







Площадь Мартир де ля Резистанс вместе с протекающей под ней речушкой также является красочным и живописным местом в Кольмаре.



Музей Унтерлинден (Musée d'Unterlinden) является одной из главных достопримечательностей эльзасского города Кольмара и одним из самых популярных музеев во Франции. Расположенный в здании бывшего монастыря XIII века, этот знаменитый музей ежегодно привлекает более 200 тыс. посетителей. Большинство приходит сюда, чтобы увидеть главное сокровище коллекции - Изенгеймский алтарь Грюневальда, один из шедевров мирового искусства. Кроме того, в музее можно увидеть значительное собрание средневековой и ренессансной рейнской скульптуры, графики, живописи, витражей, мебели, музыкальных инструментов и игрушек, а также занимательную коллекцию предметов народных промыслов Эльзаса. Также в экспозиции представлено множество образцов современного искусства, в том числе картины импрессионистов.



Далее я прошел по улице Голов (Rue des Têtes) - здесь множество старинных фасадов и завлекательных витрин гастрономических лавочек. Но самым знаменитым является, конечно, фасад так называемого Дома с головами. К сожалению я сфотографировал лишь перспективу улицы.





Следом я свернул на улицу Пекарей. Также море красивого фахверка. Одной из из витрин заинтересовавших меня была витрина была кондитерской лавки Coco Lm. Там были выставлены Кугельхопф - похожие на куличи представители эльзаской кулинарии, один из которых я попробовал в Страсбурге одним из вечером ранее.





Но главное - на этой же улице располагается магазин чаев Palais du Thes, в котором я закупился по полной. В огромном магазине в ряд стоят колбы, под которыми лежат различные сорта и купажи чая. После радостной закупки чаем, я спокойно пошел по направлению к вокзалу Кольмара.





Пройдя мимо соборной площади с другой стороны и повернув на улицу Маршан я вышел на площадь Раппа, где соответственно установлен памятник уроженцу Кольмара генералу Жану Раппу (1771-1821) - преданному адъютанту Наполеона, дважды спасавшему его жизнь и отличившемуся во многих сражениях. На памятнике выгравировано известное изречение генерала: «Мое слово нерушимо» («Ma parole est sacrée»). Колоссальная бронзовая статуя Раппа стала первым публичным монументом в карьере Ф. О. Бартольди (1834-1904). Работа молодого скульптора была установлена в Кольмаре в 1855 году.



Подходя к вокзалу, я увидел ралли старинных машин.



В завершении рассказа о Кольмаре хочется немного прояснить ситуацию, сложившуюся у меня с этим городом - не отрицая всё великолепие, город слишком приукрашен в рассказах, побывавших в Эльзасе, при этом, на мой взгляд, в городе нет ничего сверхординарного. Возможно мое чувство прекрасного немного притупилось после посещения Кайзерсберга, Рибовиля, Риквира и Страсбурга, но как мне кажется дело в другом, помимо разницы во вкусах. Да, безусловно город очень красив, но на мой взгляд не входит даже в лучшую половину увиденных городов за эту поездку - дело в личных впечатлениях. Во-первых, в городе невероятно людно, я конечно сам виноват, что выбрал время вечера субботы для знакомства с городом, но не ожидал что будут такие толпы туристов вперемешку с горожанами, вышедшими «на променад». Во-вторых, машины, постоянно снующие туда-сюда по пешеходным зонам, только и успевай отпрыгивать в сторону. Кроме этого все площади и улицы города забиты припаркованными машинами. Честно я даже такого не встречал в Москве. Из-за этого я не смог полюбить этот город, который абсолютное большинство посещающих его туристов называют лучшим в Эльзасе. В следующей поездке в Эльзас я обязательно я снова посещу Кольмар чтобы понять правдиво ли первое впечатление.
В подготовке текста про Кольмар мне снова очень помог сайт https://www.mishanita.ru

colmar, france, Эльзас, Франция, Кольмар, alsace

Previous post Next post
Up