Немного о Smart-объектах.

Mar 14, 2021 07:23

В Adobe Photoshop практически любая задача допускает целый ряд возможных решений, с применением различных инструментов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Такое многообразие возможностей приводит к тому, что некоторые из инструментов остаются малоизвестными и, соответственно, мало кем применяются. Хорошим примером подобного являются т. наз. Smart Objects (смарт-объекты), которые появились в 2005 году в Photoshop CS2.



Данная публикация не является полноценным обучающим постом, её задача - привлечь внимание тех, кто не знаком со Smart Objects, поэтому я лишь кратко опишу свою историю знакомства с ними и проиллюстрирую те их возможности, которые применяю сам. Но делать это буду под катом.

Впервые о Smart Objects я услышал примерно в 2006 году, когда проводил мастеркласс по обработке пейзажа. Попутно пояснял студентам т. наз. концепцию недеструктивного редактирования, согласно которой каждый шаг коррекции оформляется в виде отдельного слоя (послойное редактирование). При коррекции цвета пейзажа я часто переходил в пространство Lab, которое хорошо подходит для подобных целей, и именно на этом шаге и возникали сложности. Если до перевода картинки в Lab у вас уже существовали корректирующие слои, то в процессе перевода Photoshop имеет скверную привычку эти слои уничтожать, что противоречит концепции недеструктивности. Спасибо, хоть предупреждает:

02


Сейчас я уже и не вспомню, как тогда выкручивался, но один студент, поняв мои сложности, сказал, что нужные мне возможности содержат недавно появившиеся Smart Objects, о которых я тогда ничего не знал. Разумеется, вскоре после мастеркласса я с этим вопросом разобрался и с тех пор уже много лет применяю Smart Objects.

Важно!
Что же такое Smart Objects? Фактически, это файл в файле. Работать с ним можно на двух уровнях:

- В основном файле (на верхнем уровне) Smart Object представляет собой отдельный слой, который допускает все манипуляции, возможные с прочими слоями. Никакое редактирование Smart Object на этом уровне не изменяет содержимое Smart Object. В правом нижнем углу пиктограммы смарт-слоя в палитре Layers (см. рис.03) отображается характерный значок, отличающий его от обычных слоёв:

03


- Внутри Smart Object редактируется, как обычный файл. Когда это редактирование закончено, следует сохраниться, после чего результат становится доступен на уровне основного файла (верхний уровень).

Теперь выше описанная задача с редактированием цвета в пространстве Lab решается просто и элегантно:

1. Вы редактируете основное изображение, создавая, по необходимости, те или иные корректировочные слои.
2. Когда дело доходит до редактирования цвета, вы создаёте сверху сведённый слой (равный сумме всех нижележащих), и командой Layer -> Smart Objects -> Convert to Smart Object конвертируете этот слой в Smart Object. Открыв его для редактирования (даблклик по пиктограмме), вы конвертируете картинку в Lab и проводите любые манипуляции, ничего не опасаясь. Добившись желаемого результата, вы сохраняетесь внутри Smart Object нажав CTRL+S.
3. Закрываете Smart Object и возвращаетесь в основной файл. Появившийся там смарт-слой содержит результат коррекции цвета. При необходимости вы можете регулировать его непрозрачность и/или маскировать.

Резюме 1: применение Smart Object позволяет нам как угодно манипулировать с цветовыми пространствами внутри него, не опасаясь пропадания корректирующих слоёв в основном файле.

Этот приём реализован в моём экшене для разумного и тонко регулируемого усиления цвета картинки LCCO, который свободно раздаётся всем желающим. По ссылке - подробное описание экшена, примеры работы и подсказка, как его получить.

Smart Objects обладают ещё одним, очень полезным свойством: любой фильтр, к ним применённый, становится т. наз. смарт-фильтром. Продемонстрирую это на примере с повышением резкости изображения методом High Pass + Overlay. Суть этого метода такова: к копии изображения применяется фильтр High Pass, который выделяет из него только контура на среднесером фоне (создаёт т. наз. карту повышения резкости). Фильтр High Pass имеет только один параметр - радиус, который задаёт ширину этих контуров (см. рис. 04).

04


Затем полученная карта накладывается на основное изображение в контрастном режиме наложения Overlay, что усиливает контурный контраст, делая картинку более резкой. Это метод выгодно отличается от множества прочих, т.к. наименее склонен к образованию видимых глазом светлых ореолов (одно из проявлений перешарпа).

Недостаток метода: если, уже после применения High Pass, у нас возникнет желание изменить его параметры, нам придётся удалить созданную карту, и пересоздать её заново с новым значением радиуса фильтра.

Посмотрим, чем поможет применение Smart Object в данном случае. Создадим слой-копию картинки, конвертируем его в Smart Object, зададим режим наложения Overlay и применим к нему фильтр High Pass. Любой фильтр, применённый к Smart Object, становится смарт-фильтром и отображается в в палитре Layers (см. рис. 05). Это даёт возможность возвращаться к нему произвольное количество раз и изменять значение радиуса без пересоздания самой карты.

05


06


Резюме 2: Любой фильтр, применённый к Smart Object, становится смарт-фильтром. Он отображается в палитре Layers, и позволяет сколько угодно раз изменять параметры фильтрации.

Photoshop содержит ряд полезных инструментов, которые, сами по себе, не могут быть применены в виде корректирующего слоя. Яркий пример такого инструмента: Image -> Adjustments -> Shadows/Highlights. Но если применить его к смарт-слою, он становится доступен, как смарт-фильтр (рис. 07):

07


Но и это не всё! Некоторые сторонние плагины, применённые к Smart Objects, тоже "превращаются" в смарт-фильтры. На рис. 08 показан пример подобного применения замечательного плагина для творческого перевода изображения в B/W - Silver Efex Pro 2. Это очень удобно, если возникает желание подкорректировать результат работы уже применённого плагина, изменив его параметры:

08


И, в заключение, ещё одна возможность применения Smart Objects, которую я время от времени использую. Задача: разместить в изображении графический растровый логотип. Или добавить в коллаж врезку из другого растрового изображения. В обоих случаях мы размещаем некую растровую картинку на фоне основной, после чего подбираем наиболее удачное место для её расположения, меняем её ориентацию, масштабируем, добиваясь желаемого визуального результата.

Если мы будем выполнять подобные манипуляции, разместив добавленное изображение в обычном слое, то Photoshop, после каждой манипуляции, будет пересчитывать картинку. Многократный пересчёт часто вызывает визуально заметную деградацию изображения.

Если же, до трансформаций, мы конвертируем наложенную картинку в Smart Object, ситуация меняется принципиально. Как я упоминал выше, манипуляции на верхнем уровне (в основном файле), не изменяют содержимое Smart Objects. Сколько бы раз мы теперь не производили трансформацию картинки, фотошоп выполнит пересчёт только один раз, поэтому деградация не накапливается.

На рис. 09 иллюстрация этой особенности. Для имитации растрового логотипа я взял крупную букву, применив к ней команду Layer -> Rasterize -> Type. После чего продублировал слой, и конвертировал слой-копию в Smart Object. Затем оба слоя были подвергнуты одинаковым манипуляциям, типичным для данного случая: они перемещались, вращались и трансформировались одинаковое количество раз (точно не помню, но примерно 6-7 раз).

Для лучшей видимости итоговая картинка (рис. 09) увеличена вдвое. Smart Object справа:

09


Основным видом деятельности для меня является онлайн обучение работе в Adobe Lightroom. Программа авторского онлайн-курса по ссылке "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."

Запись на него через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора.
Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741

smart-объекты, lightroom, Александр Онищенко, онлайн-курсы, онлайн обучение, photoshop

Previous post Next post
Up