О использовании Lab в палитре Info Photoshop.

Dec 16, 2010 06:46


Очень часто бывает так, что, открыв то или иное фотоизображение, мы ощущаем некоторое недовольство его цветовым решением.
Однако понять, что конкретно "не так", и на сколько "не так", для многих сюжетов весьма затруднительно.
Хорошим помощником в такой ситуации оказывается палитра Info фотошопа, которая открывается нажатием клавиши F8.
И особо полезна она для тех, кто вынужден работать за не калиброванным монитором.

Общий вид этой палитры знаком практически всем:



Цифры в первых двух позициях палитры показывают характеристики области, над которой находится пипетка (Eyedropper), вызываемая клавишей "I".
Для правильного применения пипетку тоже нужно настроить, т.е. задать размер области (в пикселах), с которой снимаются усреднённые показания.

При обработке фотографий не стоит применять настройку "Point Sample", т.к. в фотоизображениях всегда присутствует т.н. "шум", и считанное "точечное" значение по этой причине может заметно отличаться от нужного нам.

Как правило, для корректной работы достаточно задать область считывания и усреднения данных, размером 3х3, или 5х5 пикселов (у меня второй вариант).



Возвратимся к теме данного поста.
В умолчательных настройках палитры Info представление в Lab отсутствует.
Чтобы его настроить, следует нажать на тёмную кнопку в правом верхнем углу палитры, и в открывшемся окошке выбрать "Panel Options".



Откроется окно настройки, в котором можно задать форму представления для считанных с помощью пипетки данных.
У меня всегда в первой палетке выводится Lab-представление данных, а во втором - RGB, как это показано на рисунке:



При обработке фотоизображений подавляющее большинство фотографов работает исключительно в RGB-пространствах.

Тем не менее, рискну утверждать, что применение Lab-представления информации в палитре Info весьма полезно даже тем, кто никогда непосредственно в Lab не работает.

Причина этого определяется четырьмя моментами:

1. в Lab информация о яркости и цвете полностью разделена
2. информация о цвете, в отличие от RGB, кодируется не 3-мя, а 2-мя цифрами: "a" и "b".
3. яркость и вовсе определяется одной цифрой (в процентах, от 0 до 100)
4. все нейтральные объекты имеют в Lab цветовые координаты a=0 и b=0, что весьма удобно при анализе.

Представление цвета в Lab организовано таким образом: цветовая плоскость образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цветовых осей: "a" и "b".
Каждая из них отвечает за соотношение в итоговом цвете двух противоположных (оппонирующих) оттенков:

- ось "a" - за соотношение Magenta и Green;
- ось "b" - за соотношение Yellow и Blue.

В этих парах первые: (Magenta и Yellow), соответствуют положительным значениям (тёплые оттенки).
Вторые: (Green и Blue) - отрицательным (холодные оттенки).



Нейтральному соответствует только точка пересечения этих осей.
Начало отсчёта - "0", находится посередине, а "краевые" значения цвета: -128 для "холодных" оттенков, и +127 - для "тёплых" оттенков.

Будем обозначать цвет в пространстве Lab таким образом: (12, 5) или (4,-10).
Первая цифра всегда задаёт значение координаты "a", а вторая - координаты "b".

Т.о. все нейтральные оттенки имеют цветовые координаты (0,0), не зависящие от их яркости.

Полная информация об оттенке включает в себя ещё и яркость L (Lightness), значение которой указывается перед цветовыми координатами.
Ось яркостей располагается перпендикулярно цветовой плоскости.
Напомню, что её значение принято указывать в процентах.
Например, координаты среднесерого тона в Lab выглядят так: (54,0,0).

Не удивляйтесь цифре 54 - это не ошибка. Средняя яркость в Lab - именно 54% (это связано с внутренней гаммой Lab).

Информация о цвете, представленная в Lab очень удобна по нескольким причинам:

- человеческому сознанию гораздо проще осмысливать две цифры, чем три;
- уже по знакам цветовых координат сразу же видно, в какую сторону отклоняется от нейтрали интересующий нас оттенок.

Приведу конкретный пример удобства Lab - представления при анализе изображения.

Мой хороший товарищ недавно запостил зимний снимок в пасмурную погоду.
Снимок имел выраженный холодный колорит, который, в общем-то, вполне соответствовал реальному сюжету.
И только взгляд такого закоренелого кретина криткана, как я, сразу заметил, что снег имеет сине-зелёный оттенок.

Далее, естественно, следует попытка "алгеброй гармонию проверить" - т.е. посещение палитры Info.

Наиболее "памятными" или "опорными" цветами для человеческого восприятия являются нейтральные оттенки.
А присутствующий в кадре чистый снег - отличный образец нейтральности.
Сканируем пипеткой снег на снимке - и видим, что часто встречаются цветовые значения в Lab примерно (-3, -5).
Т.е. присутствуют смешения в зелёную и синюю части спектра.

Некоторая синева для снега в пасмурную погоду вполне естественна, т.к. в рассеянном свете, характерном для такой погоды, доминирует коротковолновая "синяя" составляющая.
Однако "-5" синего всё-же многовато.
А зелёный оттенок (-3) и вовсе чужеродный для данного снимка.

Таким образом, одним махом мы не только обнаружили, но и измерили цветовое смещение в "светах" картинки.

Осталось только его устранить, но это уже не тема данного поста.P.S. Напоминаю: 25 декабря в Киеве, состоится семинар "Цветокоррекция. Основы."
       Узнать подробности и записаться можно здесь.

семинары, статьи, советы, цифровая обработка, lab, photoshop, info

Previous post Next post
Up