- Многие белорусские предприятия работают в тесном сотрудничестве с российскими предприятиями. Служа для последних нередко, и сборочным цехом и поставщиком комплектующих. По некоторым оценкам порядка двух с половиной миллионов человек в России работают на таких предприятиях. Большая часть продукции рассчитана на внутренний рынок. После вступления РФ в ВТО, все эти предприятия столкнутся с новой волной беспощадной конкуренции, многие, скорее всего её не переживут. Следовательно, белорусские предприятия начнут терять клиентов, а это и уменьшение производства и потеря доли рынка, и возникающая срочная необходимость, искать новые рынки сбыта, перестраиваться под обстоятельства. Любая перестройка требует вложений, т.е. это дополнительная нагрузка, как на фонды самих предприятий, так и на бюджет всей страны.
- Беларусь, Казахстан и Российская Федерация, образовали Таможенный Союз. Таможенные ставки и законодательная база приведены к единому варианту. Беларусь получает 4,7 % от всех таможенных поступлений союза. Само вступление в ТС сыграло и свою нехорошую роль в недавнем валютном кризисе, когда в связи с введением единых таможенных ставок, продавцы авто ломанулись лихорадочно скупать в ЕС поддержанные авто. По некоторым данным это стоило нескольких миллиардов долларов валютных фондов страны. Плюс ко всему вызвало ажиотаж на валюту, а «удачно сыгранная реклама» подхлестнула этот ажиотаж, приведя в итоге к тому, что случилось. Казахстан также понёс определённые потери от вступления в союз.
После вступления России в ВТО, Россия будет обязана изменить свои таможенные тарифы, в сторону их заметного уменьшения. Что приведёт к уменьшению суммы сборов, что, следовательно, отразится и на выручке Беларуси и Казахстана. И если сегодняшние некоторые факторы кажутся плюсами, то после вступления аверс сменится реверсом.
- После вступления в ВТО, Россия откроет свой внутренний рынок для более дешёвых импортных товаров. Уже сейчас зависимость от импорта во всех сегментах рынка, очень заметно. Доходя местами до 95%. Открытие границ для иностранных производителей, способно поставить крест, как на АПК страны, так и добить те предприятия, что ещё функционируют. Однако удар будет нанесён не только по российским, но и по белорусским производителям. Более дешёвая сельхозпродукция из южных стран и Китая, способна, как минимум сбить цены на закупку, что никак не отразится на кошельке покупателей (цены в магазинах не упадут), однако выручка предприятий существенно сократится. В худшем же случае серьёзная конкуренция способна выбить белорусских производственников с российского рынка. В любом случае это отразится на экономическом положении Беларуси.
- Открытые границы внутри союза и отсутствие заградительных защитных механизмов в России, дадут возможность различным перекупщикам, проникнуть на внутренние рынки Беларуси и Казахстана. Действие схоже с принципом троянского коня. Проникнув на внутренние рынки, имея более низкую стоимость, они также добавят конкуренции местному производству.
- После вступления России в ВТО, государство не будет иметь право заметно субсидировать отечественное производство, а это означает, что на лёгких кредитах можно поставить крест. Следовательно, практика поставок в долг прекратится. Частично торговля между российскими и белорусскими предприятиями осуществляется по принципу «сперва поставки в кредит, потом кредит гасится за счёт продаж». Кредитованием занимаются государственные учреждения обеих стран.
- Жёсткая конкуренция, способна привести к закрытию многих производств в РФ, увеличению количества безработных, обнищанию заметной части населения. Социальное неблагополучие и вследствие определённого рода нестабильность, также являются неблагоприятным фактором для Беларуси. В Беларуси из года в год сохраняется положительное миграционное сальдо, в первую очередь с Россией. В силу ухудшения экономического положения, можно предположить, что число желающих перебраться на пмж вырастет. С одной стороны это благо, как для демографии, так и в качестве привлечения специалистов. Однако есть риск, что существенный наплыв способен привести с собой и ряд минусов. Таких, как увеличение конкуренции на рынке труда, отток капитала (отправляемая почтой помощь оставшимся в стране) (да-да-да не стоит думать, что только бедные белорусы ездят на заработки в Россию, но и граждане России ездят подрабатывать в РБ), определённые социальные риски.
- При условии заметного ухудшения жизни в РФ, может возникнуть и криминогенный фактор риска. В приграничных районах может повториться ситуация 90ых годов, когда различные банды грабили автомобилистов, дальнобойщиков, совершали набеги в приграничные районы Беларуси. Также возникает риск увеличения числа «гастролёров».
- Не секрет, что для многих в европейской части России, Беларусь, белорусские здравницы и туристические базы, знакомы не понаслышке. Ежегодно из России в Беларусь приезжает больше полумиллиона туристов. Основная масса туристов, это простые труженики. В связи с ухудшением экономической ситуации, число туристов может заметно сократится.
- После распада СССР, в Беларуси сохранилась и научно-техническая и производственная базы, сохранились образование и кадры, сохранилась добропорядочная человечность в обществе. От независимости не пострадали ни культура, ни моральные основы общества. Сейчас, спустя двадцать лет после развала, ещё сохраняется возможность возрождения. И тот потенциал, что есть в Беларуси, может стать хорошим подспорьем в этом деле. Однако в случае эдакого возврата в 90ые годы, в России, в связи с вступлением в ВТО, способны поставить жирную точку на созидательных интеграционных процессах. По крайней мере, в рамках текущего государственного устройства.
- Увеличение на внутреннем российском рынке, доли дешёвых импортных товаров, из Китая и иных южных стран, вызовет нарушение ныне существующего порядка вещей. Что в свою очередь может привести к снижению роли Беларуси в транзите между ЕС и РФ. Роль транзита не является ключевой для экономики РБ, однако снижение в этом направлении, также способно существенно ухудшить экономическое положение Беларуси.