Leave a comment

stanislav_spb April 16 2020, 13:59:34 UTC
1-й спецотдел НКВД "контролировал всю операцию" - для этого в состав "катынской тройки" и был включен начальник 1-го сецотдела Леонид Баштаков - но исполнялись расстрельные решения этой "тройки" в региональных УНКВД.

"16 марта 1940 г. началось составление справок на военнопленных трех лагерей и заключенных тюрем, на основании которых «тройка» в составе Меркулова, Кобулова и Баштакова должна была принимать решение о расстреле. Справки на офицеров и полицейских готовило Управление по делам о военнопленных, на заключенных тюрем - НКВД УССР и НКВД БССР. [...]
После этого дело отсылалось в Первый спецотдел НКВД СССР, где над ним работали под руководством заместителя начальника этого отдела, капитана госбезопасности Аркадия Герцовского. Часть дел ставилась на контроль; решение по ним принимал лично Меркулов. Остальные фамилии включались в списки подлежавших расстрелу, которые затем передавались на утверждение «Комиссии», то есть «тройки» в составе Меркулова, Кобулова и Баштакова. После визирования ими списка фигурировавшие в нем военнопленные или заключенные считались осужденными к высшей мере наказания - расстрелу.
Решения Комиссии оформлялись специальными протоколами. После этого списки-предписания на отправку из лагеря в распоряжение УНКВД, подписанные начальником УПВ или после отъезда Сопруненко из Москвы его заместителем Иваном Хохловым, направлялись в Козельский, Старобельский и Осташковский лагеря; предписания о расстреле, подписанные Меркуловым, - начальникам УНКВД Смоленской, Харьковской и Калининской областей."
Н.С.Лебедева "Катынское преступление".

Reply


Leave a comment

Up