Leave a comment

nik_412 April 16 2020, 07:56:09 UTC
Да если бы только Дюков... Сталинскую версию событий не поддерживают и другие известные российские историки. Вот, например, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Виктор Земсков:

"5 марта 40-го года Политбюро приняло соответствующее решение. "За" проголосовали Сталин, Берия, Ворошилов, Коганович и Микоян...Тогда ходили упорные слухи, что англо-французская интервенция намечается, тогда они действительно собирались бакинский нефтепромысел бомбить и прикидывали [советские руководители], на кого они могут внутри страны опереться, разумеется, на польских пленных офицеров. Ведь официально с 1 сентября 39-го года Польша была англо-французским союзником. Поэтому и решили их расстрелять. А вообще Берия говорил так - вечно мы их в плену держать не можем, когда-то их придется отпускать, если мы их отпустим, то они немедленно включатся в борьбу против СССР. Отсюда и предложение Берии - расстрелять".
https://www.pravda.ru/news/expert/1252769-Viktor_Zemskov/

Reply

pavel_chirtsov April 16 2020, 08:16:37 UTC
Пусть не брешет...

Reply

mamlas April 16 2020, 08:36:39 UTC
Земсков умер в 2015-м. К тому же, он из либералов, но либералов думающих и правды не чурающихся, что и показал в своих трудах о статистике советских репрессий, где разоблачил солженицинские лживые цифры (их пришлось признать даже познерам в прямом эфире).

Кто знает, доживи он до наших дней и ознакомившись уже с официального книгой Ферра, может и пересмотрел бы свои взгляды.

Я щетаю, что дискуссии по вопросам, подобным катынским, не закончатся до тех пор, пока не будет изобличена Особая папка...

Reply

nik_412 April 16 2020, 09:40:10 UTC
Что можно узнать из книги Ферра, если он сначала перевел на английский все то, что писали Мухин, Швед, Стрыгин, Прудникова и пр., а теперь всё это переведено с английского на русский.
Так что ничего нового для себя российский читатель не узнает.

А как можно изобличить Особую папку, если по жизни всё происходило в строгом соответствии с ней.
В апреле-мае 1940 г. военнопленные поляки из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей неизвестно с какого перепугу вдруг передаются в распоряжение Управлений НКВД, соответственно, по Смоленской, Харьковской и Калининской областей, после чего ни по каким учетам НКВД они больше не проходили, живыми их никто больше не видел, писем не получал и в армию Андерса, когда она начала формироваться в СССР после амнистии 1941 г. никто из них не пришел.
Ладно, офицеров из Козельского лагеря откопали в 1943 г. немцы - на них и спишем. А куда исчезли 10 тысяч офицеров и полицейских из Старобельского и Осташковского лагерей? Где на просторах СССР растворилась целая дивизия поляков?
Вот пока на этот вопрос ответа не будет, никакие разоблачения Особой папки не помогут, потому что критерий истины - практика, а она вот такая, какая есть.

Reply

mikhailove April 16 2020, 12:28:37 UTC
Их передали в 1 спецотдел, который отвечал за исполнение решений Особого совещания.

Reply

stanislav_spb April 16 2020, 12:40:30 UTC
При чем тут Особое Совещание при НКВД?
Расстрельные приговоры в отношении польских военнопленных из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей вынесло не Особое Совещание, а другой внесудебный орган НКВД - "тройка" в составе В.Меркулова, Б.Кобулова и Л.Баштакова, созданная по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г.


Reply

mikhailove April 16 2020, 12:49:30 UTC
исполнение решений Особого совещания это из функций 1 спецотдела.

Reply

stanislav_spb April 16 2020, 13:09:57 UTC
Еще раз спрашиваю вас: где в тексте "катынского" решения Политбюро ЦК ВКП(б) - или в других документах "Закрытого пакета №1" по катынскому расстрелу - вы ухитрились увидеть название Особого Совещания при НКВД ССCР?

Повторяю снова, если вы не удосужились прочитать мой предыдущий комментарий:
Расстрельные приговоры в отношении польских военнопленных из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей вынесло не Особое Совещание при НКВД, а другой внесудебный орган НКВД - "тройка" в составе В.Меркулова, Б.Кобулова и Л.Баштакова, созданная по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г.

Reply

mikhailove April 16 2020, 13:35:38 UTC
Извините, но я всё прочитал. Не пойму, чего Вы кипятитесь. Спецотделу предписывалось исполнение решений Особого совещания, это значит, что и расстрел по решению тройки он же мог исполнить. Где у меня Вы увидели, что я пишу, что расстрел был по решению Особого совещания?

Reply

stanislav_spb April 16 2020, 13:43:49 UTC
!-й спецотдел НКВД не исполнял расстрелы - его функции вам уже объяснили в комментарии ниже.

Исполнением приговоров к расстрелам занимались Комендантские отделы НКВД.
Поэтому польские военнопленные из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей (кроме 395 человек) были переданы из этих лагерей в распоряжение Управлений НКВД соответственно по Смоленской, Харьковской и Калининской областям, сотрудники которых (из комендантских и тюремных отделов УНКВД) проводили расстрелы по мере прибытия этапов с военнопленными.

Reply

mikhailove April 16 2020, 13:47:59 UTC
Ок. пленные были отправлены "в распоряжение УНКВД в апреле-мае 1940 г. через I-й спецотдел", вероятно, это означает, что этот отдел и контролировал всю операцию.

Reply

stanislav_spb April 16 2020, 13:59:34 UTC
1-й спецотдел НКВД "контролировал всю операцию" - для этого в состав "катынской тройки" и был включен начальник 1-го сецотдела Леонид Баштаков - но исполнялись расстрельные решения этой "тройки" в региональных УНКВД.

"16 марта 1940 г. началось составление справок на военнопленных трех лагерей и заключенных тюрем, на основании которых «тройка» в составе Меркулова, Кобулова и Баштакова должна была принимать решение о расстреле. Справки на офицеров и полицейских готовило Управление по делам о военнопленных, на заключенных тюрем - НКВД УССР и НКВД БССР. [...]
После этого дело отсылалось в Первый спецотдел НКВД СССР, где над ним работали под руководством заместителя начальника этого отдела, капитана госбезопасности Аркадия Герцовского. Часть дел ставилась на контроль; решение по ним принимал лично Меркулов. Остальные фамилии включались в списки подлежавших расстрелу, которые затем передавались на утверждение «Комиссии», то есть «тройки» в составе Меркулова, Кобулова и Баштакова. После визирования ими списка фигурировавшие в нем военнопленные или заключенные считались осужденными к высшей мере наказания - расстрелу.
Решения Комиссии оформлялись специальными протоколами. После этого списки-предписания на отправку из лагеря в распоряжение УНКВД, подписанные начальником УПВ или после отъезда Сопруненко из Москвы его заместителем Иваном Хохловым, направлялись в Козельский, Старобельский и Осташковский лагеря; предписания о расстреле, подписанные Меркуловым, - начальникам УНКВД Смоленской, Харьковской и Калининской областей."
Н.С.Лебедева "Катынское преступление".

Reply

nik_412 April 16 2020, 13:18:13 UTC
В функции 1-спецотдела НКВД входили оперативный учет, регистрация и статистика, независимо от того, какой орган принимал то или иное решение.
Никакого решения Особого совещания по полякам не было, поскольку ОСО могло присуждать только к заключению в лагерь.
Если бы это произошло, то по всем полякам продолжался бы вести учет (а он по ним по всем завершился в мае 1940 г.) и после амнистии 12 августа 1941 г. все освобожденные поляки попали бы в армию Андерса, для чего амнистия и была объявлена.
А в нее не попали не только откопанные немцами в Катыни польские офицеры из Козельского лагеря, но и 4 тысячи офицеров из Старобельского лагеря и свыше 6 тысяч полицейских из Осташковского лагеря.
Вот про них и вопрос.

Reply

mikhailove April 16 2020, 13:50:48 UTC
Речь не об этом. А о функциях 1-го спецотдела, среди которых есть "исполнение решений Особого совещания", соответственно и других органов при определённых обстоятельствах. Ведь НКВД контролировал расстрелы по этой операции в УНКВД. Насколько я понимаю, через 1 спецотдел. Хотя я не настаиваю, я не специалист по структуре НКВД.

Reply

nik_412 April 16 2020, 15:48:49 UTC
1-й спецотдел занимался учетом, регистрацией и статистикой не по Особому совещанию, а по всему НКВД.
Исполнением решений ОСО занимался не 1-й спецотдел, а конвойные войска, перевозившие заключенных из тюрем в лагеря.
Само Особое совещание, никакого отношения к расстрелу поляков не имеет (вопреки фантазиям сталинистов). И говорить о нем в контексте этой темы нет никакого смысла.

Reply

mikhailove April 16 2020, 17:24:07 UTC
1.Поляки были переданы в УНКВД через 1 спецотдел.
2.п.4 Положения (ред. 1941 г.) о 1-м спецотделе: "4. Исполнение решений Особого совещания при НКВД СССР".

Reply


Leave a comment

Up