Вынесено из комментариев

Dec 12, 2017 12:15

На сей раз - из комментариев к статье «Стоило ли СССР защищать Польшу или РККА против вермахта в 1939 г.» (увы, пока не знаю, как найти на форуме «Альтернативная история» адрес конкретного комментария).

Вадим Петров 2012-05-10 17:01

Ещё раз кратко напомню ход событий:

Осенью 1938-го Гитлер планирует начать войну с целью захвата Судетской области Чехословакии - второго союзника Франции. Французы в связи с этим должны начать войну с Германией и просят Польшу заключить оборонительный союз с Чехословакией. Поляки ответили, что союза с чехами не заключат, после чего подписав пакт с Германией, совместным ударом разбивают армию Чехословакии и делят делят её между собой (можно оспорить по форме, чехи фактически не сопротивлялись, но по сути это был именно разгром).

Весной 1939-го года Гитлер разрывает с Польшей пакт о ненападении и начинает в открытую готовиться к войне с Польшей. СССР, в свою очередь, требует от Польши, чтобы она распространила свой союз с Румынией и против Германии. Куда послали поляки СССР, думаю, вы сами догадываетесь.

Летом 1939-го СССР пытается создать антигитлеровскую коалицию в составе себя, Франции, Польши и Британии. Но поляки заявляют, что никогда не заключат союз с русскими. После этого Даладье, возмущённый высокомерием поляков, заявил, что он не пошлёт воевать за Польшу ни одного французского крестьянина. Но у СССР не было выбора. Чтобы не допустить немцев к своей границе, надо было спасать Польшу, вопреки полякам. А тут подвернулся случай. Гитлер боялся вступления СССР в войну на стороне Польши. Германия 1939-го - это не Германия 1941-го. И все акции Гитлера являлись, по сути, авантюрой и блефом (если исходить из возможностей Франции и Британии). И Гитлер предлагает СССР то, что он уже имел с Британией и Францией - пакт о ненападении. Сталин же ставит условием заключения пакта торговое соглашение, по которому Германия обязуется поставлять оружие и заводы по производству оружия в СССР. Германия помялась и согласилась. Оружие, нужное накануне войны, неприятная потеря, но всё же лучше, чем бы СССР вступил в войну на стороне Польши. После этого СССР предлагает подписать протокол по разделу сфер влияния, что сейчас используется как лом в антироссийской пропаганде.

26 августа 1939 года Польша и Англия заключают военный союз. Этот союз являлся оборонительным против некой непоименованной державы в первой статье, а во второй статье Польша и Англия обязывались оказывать друг другу военную помощь «… в случае любого действия европейской державы которое… имеет такой характер, что сторона, которой это касается, сочтёт жизненно важным оказать сопротивление своими вооружёнными силами». Т.е. Польша и Англия могли напасть на некую державу, но не только на неё, но и на некие другие. А в протоколе к этому договору указывалось, что этой страной могла быть Германия и СССР, а также страны, которые присмотрели себе Польша и Англия: Бельгия и Голландия для Лондона, а вольный город Данциг и Литва для Варшавы.

Итак, за пять дней до нападения Германии на Польшу польско-британские политики всё ещё мечтали стравить Германию и СССР через Румынию. Мало того, 26 августа немцы готовились к наступлению, но в последний момент перенесли на 1-е сентября. Приказ вовремя не дошёл до всех и немцы выбросили десантную группу обер-лейтенанта Герцнера, которая захватила Яблунковский перевал и несколько часов с боями удерживала его. Т.е. поляки зная, что началась война, подписывали пакт «Галифакса-Рачинского»…

Но Сталин продолжал спасать Польшу. 28 августа был дан приказ об отводе советских войск с границы Польши, что давало полякам возможность перебрасывать войска на Запад. 1-го сентября Сталин направил посла СССР в МИД Польше с вопросом: «Чем СССР может помочь?», на что поляки пригрозили «Международной реакцией развитых держав на попытку Москвы вмешаться в не касающийся её конфликт». Тогда же замминистра иностранных дел Арцишевский сообщил послу СССР, что «это похоже на крупную демонстрацию, а не настоящую войну…» Получается, что и в первый день войны поляки не верили, что началась война.

Немцы против Польши выставили 1.8 млн человек, а у поляков была уже отмобилизованная армия 3.5 млн.

Но когда поляки поняли, что немцы с ними не шутят, они начали от немцев убегать. Кто мог, старался удрать за границу, чтобы там изображать из себя пламенных патриотов Польши, кто не мог - сдавался в плен. Но интересно, что поляки удирали со строгим соблюдением субординации. 1 сентября удрал из Варшавы президент, 5 сентября - правительство, за ним верховный главнокомандующий, за ним повалили генералы и офицеры, предоставив солдатам героически умирать за Польшу, пока шляхта будет прятаться за границей. Чтобы прикрыть бегство шляхты, главнокомандующий польской армией подписал 3 сентября приказ, ушедший в войска 5 сентября: «В связи со сложившейся обстановкой и комплексом проблем, которые поставил ход событий в порядок дня, следует ориентировать ось отхода наших сил не просто на восток, в сторону России, связанной пактом с немцами, а на юго-восток, в сторону союзной Румынии и благоприятно относящейся к Польше Венгрии».

Героический маршал Рыдз-Смыглы руководил войсками из Варшавы до 7 сентября, пока кто-то не сказал ему, что видел немцев в 60 км от Варшавы. Маршал забрал авиацию и зенитки (только от бомбёжек в Варшаве погибло около 20000 человек) и удрал в Брестскую крепость, взяв самое необходимое. Шифры и коды для радиостанции ему были не нужны. Так что до 7 сентября ещё можно было говорить о сопротивлении Польши, но после - армия осталась без управления, а варшавское небо без защиты. А это уже был разгром. В Варшаве не было правительства, не было главнокомандующего, не было запасного командного пункта или запасной столицы. Но уже 10 сентября маршал заподозрил, что польское правительство хочет удрать в Румынию раньше него, и помчался в Румынию, пробежав за 6 дней 600 км, и пересёк границу с Румынией 16 сентября.

… на этом всё! Спектакль закончился, зрители могут его только обсуждать…
Previous post Next post
Up