В моём ЖЖ вновь всплыл
pianitca - известный тролль, озлобленный тем, что ему не удалось набрать баллы, необходимые по канадскому иммиграционному законодательству, а в другие страны он эмигрировать не хочет, и приходится оставаться в ненавистной ему Российской Федерации. Может быть, кто-нибудь придумает, как всё же открыть ему дорогу к желанному для него
(
Read more... )
Если возвращаться к теме космоса, то мы на самом деле с возвратом к капитализму потеряли гораздо больше, чем количество пусков. То, что мы до сих пор отправляем космонавтов на орбиту фактически на королёвской ракете, хоть и заметно модернизированной, это только цветочки. А ягодки заключаются в том, что к концу 80-х годов, почти 30 лет назад (!), мы вплотную подошли к уровню освоения космического пространства, недостижимого и сегодня. Судите сами.
К тому времени мы уже имели отлаженную и поставленную на конвейер королёвскую ракету. Самарский завод "Прогресс" фактически организовал массовое производство ракет-носителей, выпуская по сотне с лишним единиц в год. Это было реальное поточное производство. В то же время, к концу 80-х, уже взлетела "Энергия", способная выводить на орбиту до 100 тонн полезного груза - а это и межпланетные КА, и крупногабаритные модули орбитальных станций. Параллельно с "Энергией" был создан и запущен на орбиту "Буран" - многоразовый корабль, превосходящий американские Шаттлы, способный выполнять как транспортные, так спасательные или ремонтные работы на орбите. И тот же главный конструктор "Бурана", Глеб Лозино-Лозинский, уже вплотную работал над многоразовой авиа-космической системой МАКС, которая не имела аналогов в мире. Её особенность - авиационный старт челнока с разгонным блоком. Т.е. многоразовый корабль (меньших габаритов, чем "Буран"), стартовал со "спины" самолёта-носителя из стратосферы. Самолёт-носитель уже был построен в рамках проекта "Энергия-Буран" - это Ан-225 "Мрия", грузоподъёмностью до 250 тонн (!). Сама конструкция самолёта с двухкилевым хвостовым оперением подразумевала размещение на внешней подвеске многоразового корабля - эта подвеска испытывалась со стотонным "Бураном". Авиационный старт обладает рядом неоспоримых преимуществ: стоимость вывода на орбиту грузов была в 10-15 ниже, чем всеми доступными тогда и сегодня способами; запуск корабля возможен с любого аэродрома; запуск возможен в любом направлении (запуски с любого стационарного космодрома всегда ограничен по доступным направлениям); и т.д. Подобный многоразовый "челнок" мог использоваться в качестве комфортабельного, безопасного, дешёвого и готового к запуску в любой момент средства ротации космонавтов на орбите.
Другими словами, к концу 80-х годов космический флот СССР охватывал весь спектр задач по освоению и изучению как ближнего, так и дальнего космического пространства, а также по межпланетным полётам. Причём, это всё не на бумаге - почти всё это было построено, испытано и готово к эксплуатации. Ни одна страна не имела ничего подобного. И всё это было фактически уничтожено с развалом СССР в 1991 году. Кое-что из наработок тех лет используется сегодня, но это жалкие остатки тех технологий. Трудно представить, каким сегодня был бы космос, если бы 30 лет назад мы не разрушили свои же достижения.
Reply
Интересно.
Жалко.
Но будем верить в лучшее!
Reply
Leave a comment