Leave a comment

nazalur March 6 2013, 14:04:22 UTC
Отличное интервью, Анатолий Александрович!

Кстати, о паранойе, которую приписывают Сталину.
Чем больше знакомлюсь с его трудами, тем яснее вырисовывается его психологический портрет: человек, страдающий параноидальными расстройствами в принципе не может рассуждать в достаточной степени связно, чтобы принимать те решения и делать тот анализ, что описан в его работах.
Практикующие психиатры и психологи, которые в отличие от истеричных десталинизаторов, прекрасно знакомы с клинической картиной параноидального бреда, вполне со мной согласятся, ознакомившись с трудами и управленческими результатами работы Сталина: приступы параноидального бреда ВСЕГДА влияют на мышление и картину восприятия человека, страдающего таким расстройством и по мере прогрессирования этого расстройства приводят к серьёзным невротическим проявлениям, обострениям фобий, вплоть до срывов - такие расстройства явно видны невооруженным взглядом. Сталин же, вплоть до последних лет жизни, занимался продуктивной аналитической работой и сохранял ясность мышления, что было бы в принципе невозможно, если бы он действительно страдал параноидальным бредом.
Предлагаю, в связи с этим, считать приписывание Сталину паранойи маркером если не безграмотности, то по крайней мере, явной неосведомлённости и отправлять к самостоятельному изучению его трудов.

Reply

haffnium March 6 2013, 16:10:53 UTC
Паранойя - это тяжёлое психическое расстройство, делающее человека практически неспособным к выполнению сколь-нибудь серьёзных руководящих обязанностей. А чаще всего попросту десоциализирующее его.

Писать какие-нибудь конспирологические книжки или давать занимательные интервью такой пациент, возможно и сможет... но что-ли более серьёзное - нет. Ему просто не до того - своих проблем хватает.

Управлять государством или вообще любым коллективом такой субьект вообще не в состоянии - так же как, скажем, парализованный больной не сможет управлять автомобилем. А особенно на большой скорости и крутых виражах истории.. :))))

Reply

vladirutenburg March 7 2013, 09:57:29 UTC
http://www.bekhterev.net/modules/articles/article.php?id=55

Загадка смерти В.М.Бехтерева

Известно, что В. М. Бехтерев, не был случайным консультантом в Лечебно-санитарном управлении Кремля, так как дважды вызывался в 1923 г. прежде всего как невропатолог для консультаций больного В.И. Ленина.

Статьи, анализировавшие обстоятельства смерти В. М. Бехтерева, появились в нашей стране недавно в «Литературной газете» и «Медицинской газете». В Швеции аналогичная по содержанию работа публиковалась в ротопринтном издании в 1985 г.

За две недели до смерти он опубликовал воззвание к ученым всего мира в поддержку предложения Советского правительства о разоружении.

Еще накануне смерти, уже будучи в командировке в Москве с 21 декабря 1927 г., В.М. Бехтерев выступил с докладом на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, одним из председателей которого он являлся, и активно готовился к нескольким сообщениям на начавшемся в это время съезде психологов и педологов [4]

Известно, что перед отъездом в Москву В.М. Бехтерев получил обычную телеграмму из Лечебно-санитарного управления Кремля с просьбой, после предварительного звонка, прибыть туда во время нахождения в столице (Архив музея В.М. Бехтерева Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, фонд 1, единица хранения 261, лист дела 14.). В телеграмме не было никаких указаний о срочности такого визита, что в свою очередь указывало на обычность врачебной работы, которая ожидала там В. М. Бехтерева 22 или 23 декабря 1927 г.

Как известно из воспоминаний современников, в течение 23 декабря 1927 г. В. М. Бехтерев с утра отправился для консультирования в Лечебно-санитарное управление Кремля, оттуда поехал для председательствования на заседании съезда невропатологов и психиатров, который в этот день проходил в зале института психопрофилактики Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.

Профессор Аристарх Владимирович Ильин в своих воспоминаниях, изложенных и подписанных им 22 ноября 1958 г., указывает что в Большом театре В.М. Бехтерев с женой смотрел «Лебединое озеро». Там же, в буфете скушал две порции мороженного и со второго действия вернулся в квартиру профессора СИ. Благоволина (у него В.М. Бехтерев остановился в Москве- АШ), где вскоре заболел (профузным поносом), что был приглашен врач, который делал уколы, а больной к утру умер»( Архив музея В.М. Бехтерева Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, фонд 1, единица хранения 292, лист дела 6а.).

В другом месте того же документа еще раз настоятельно подчеркивается, что В.М. Бехтерев внезапно ушел из жизни «после посещения театра и двух порций мороженного, после кратковременного приступа кишечного заболевания и лечения домашнего врача, никому неизвестного, и неизвестной медицинской помощи»( Архив музея В.М. Бехтерева Ленинградского научно-исследоватеьского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, фонд 1, единица хранения 292, лист дела 7а.)

Член-корреспондент Академи педагогических наук СССР Владимир Николаевич Мясищев, ранее являвшийся непосредственным учеником В.М. Бехтерева, 22 года возглавлявший Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, а также профессор, генерал-майор медицинской службы Николай Николаевич Тимофеев (являвшийся прямым учеником преемника В.М. Бехтерева, члена-корреспондента Академии наук СССР и действительного члена АМН СССР В.П. Осипова), долгие годы возглавлявший психиатрическую службу Советской Армии, сообщили автору представляемого исследования независимо друг от друга, первый в июне 1970 г., а второй - в конце февраля 1974 г. о том, что В.М. Бехтерев в описываемые декабрьские дни 1927 года по просьбе Лечебно-санитарного управления Кремля консультировал как невропатолог И.В. Сталина в связи с его известной сухорукостью.

Reply

vladirutenburg March 7 2013, 09:57:46 UTC
Здесь необходимо добавить, что о факте осмотра И. В. Сталина в эти дни В.М. Бехтеревым стало еще раньше известно профессору А.Е. Личко от доцента Е.И. Воробьевой, работавшей с В.М. Бехтеревым «с дореволюционных лет», профессора А.С. Чистовича, также близкого сотрудника Бехтерева, и доцента К.М. Кондорацкой, дальней родственницы Владимира Михайловича, часто бывавшей в его семье» [3]. Сведения аналогичного характера сообщались в свое время через учеников известным историком психиатрии и современником В.М. Бехтерева профессором Т.Н. Юдиным, а также уже упоминавшимся профессором В.М. Банщиковым (уже в качестве председателя правления Всероссийского научного медицинского общества невропатологов и психиатров). Следует обоснованно полагать, что сходные данные (из разных источников) об осмотре И.В. Сталина В.М. Бехтеревым в конце декабря 1927 г. делают этот факт в достаточной степени достоверным.

Врачебный осмотр И.В. Сталина - тогда генерального секретаря ЦК ВКП(б) -В.М. Бехтерев, по имеющимся сведениям из тех же источников, осуществлял впервые. Будучи крупнейшим в мире врачом-невропатологом, ученый одновременно являлся виднейшим психиатром своего времени, который не мог не обратить внимание на аномальные личностные особенности своего пациента. Пока остается неясным, присутствовал кто-либо из врачей при осмотре и беседе В.М. Бехтерева с И. В.Сталиным. Однако, говорили, что по окончанию этой процедуры ученый, выйдя из сталинского кабинета в приемную, бросил своего рода не совсем медицинскую, с точки зрения диагностики, короткую фразу «обыкновенный параноик», которая тут же была услышана и подхвачена находящимися в этой комнате лицами. Медицинскую расшифровку сказанного В.М. Бехтеревым, по-видимому, скоро передали И.В. Сталину и вечером наступил уже рассмотренный трагический исход создавшейся ситуации.

По другим сведениям, В.М. Бехтерев, сев в Президиум заседания съезда, на которое в тот день он прибыл с некоторым опозданием, на вопрос коллег о причинах его задержки, с некоторым раздражением ответил: «Смотрел одного сухорукого параноика». Возможно, это высказывание также стало известно И.В. Сталину.

Думается, что неосторожная фраза, стоившая Владимиру Михайловичу жизни, отражавшая его первоначальное впечатление как психиатра от осмотра И.В. Сталина, была сказана ученым, во-первых, потому, что В.М. Бехтерев не был тогда абсолютно уверен в правильности своей медицинской трактовки состояния пациента, а поэтому не говорил о паранойе как таковой, тем более, что он не был достаточно осведомлен о жизненном пути осматриваемого им лица. Возможно «обыкновенный параноик» это еще не был окончательный диагноз, а скорее отражение впечатления об аномальных характерологических и личностных особенностях И.В. Сталина. Тогда тем более жестокость в стиле Сталина, незамедлительно проявленная к великому ученому, носила еще больше коварство. Рассматривая эту сторону исследуемого вопроса, шведские специалисты считают, что «Бехтерев встретил достаточного соперника».

Reply

haffnium March 7 2013, 12:29:50 UTC
Врач, выходящий от больного и начинающий налево и направо рассказывать о диагнозе пациента - или идиот, или подонок. Таких уродов нужно убивать на месте.

Однако я сильно сомневаюсь, что Бехтерев относился к одной из этих категорий. Тем более, что вся статья представляет собой набор сплетен и предположений.

Не говоря о том, что паранойя, найденная в 1927 году, уже через 5-6 лет сделала бы больного полным инвалидом...

Reply

vladirutenburg March 7 2013, 23:19:00 UTC

> Не говоря о том, что паранойя, найденная в 1927 году, уже через 5-6 лет сделала бы больного полным инвалидом...

Откуда Вы взяли этот бред? Я только что позвонил приятелю-психиатру, специалисту по шизофрениях. Он, как я и ожидал, сказал мне, что параноидальная шизофрения бывает разной силы: от мягкой до экстремальной, требующей госпитализации. И во многих случаях состояние пациента либо не ухудшается, либо ухудшается еле заметно. Так что, если он не умрет от других болезней или от несчасного случая, такой параноик может жить и функционировать хоть 90 лет.

Он мне еще указал на корреляцию между параноей и инсомнией, и я сейчас начну читать.

Reply


Leave a comment

Up