Вынесено из комментариев

Aug 26, 2012 11:09

yadued> 2012-08-26 07:19:02

Фриц не очень точно эксперимент изложил, а потому у него не очень и понятно, чем же интернет круче (опасней) телевизора.

В описанном опыте принципиально важно, чтобы подопытный воспринимал подсадных уток с доверием, чтобы ему хотелось (осознанно или бессознательно) им (и экспериментаторам) понравиться. Поэтому испытуемые, действительно, с большой вероятностью и выбирают обычно хорошо работающую стратегию: подражать местным крутым, даже если не понятно, что и почему они делают (как правило, потом всё разъясняется). На этом, кстати, основано огромное количество приколов к новичкам в школах и вузах, известное с древних времен до наших дней. Но не все, как по факту можно заключить, на этих приколах выучиваются тому, что описанная стратегия имеет важные ограничения.

Такое же и даже большее доверие мы испытываем и к членам нашей группы, к своим (это могут быть и родственники, друзья и коллеги в реале, и сложившаяся группа в сети, и некие наши внешние авторитеты). А свои славны тем, что мы не предполагаем у них злонамеренности. Поэтому мы склонны им верить, особенно в тех случаях, когда они сообщают нам не своё мнение, а то, что принято считать «фактами». И когда свой с выпученными глазами орёт «Пожар!», конечно, мы заразимся его эмоциями. А уж когда большинство своих искренно (по нашему мнению) орёт про пожар, то, наверняка, пожар таки имеет быть.

Но так было в прошлом стабильном мире.

В первые постсовецкие годы выявилось явление под название «совковый бизнес». Это когда балбес на коротких курсах узнавал базовые приёмы впаривания товара покупателям - и начинал применять их к родственникам или друзьям. И те, как последние лохи, ему, естественно, верили! Он же свой! И покупали воздух, и в долг давали, «спасая» друга, который заранее знал, что ничего не отдаст никому и никогда… Такой «бизнес», естественно, живёт недолго. А вот если не очень обманывать и не очень жадничать, то свои своим продают очень хорошо и подолгу (все тётеньки слыхали и про Орифлэйм, и про Эйвон, например).

А какая, хрен, разница чем торговать «сетевым» образом. Можно косметикой и парфюмерией, можно биодобавками, а можно - суждениями и идеями. Модель «совкового бизнеса» и тут, как мы все могли замечательно видеть, работает замечательно.
Previous post Next post
Up