Вот и закончился главный "серьёзный комикс" начала XXI века.
Кассовые сборы, конечно, эпические, но могли быть и больше, если не стрельба в кинотеатре "Аврора". Что касается самого фильма, то он, по моему скромному мнению, намного лучше, чем "Тёмный рыцарь". Мысль, конечно, еретическая, однако сценарий "Тёмного рыцаря" не порадовал меня скомканным финалом. В третьей части с финалом дело обстоит получше.
Вообще, весь "нолановский" эпос о Бэтмене несколько тяжеловесен и очень труден для восприятия. Здесь нет проходных сцен и каждая сцена делается как ключевая. Поэтому твисты в финале не работают в полную силу. Например, в "Тёмном рыцаре" в первой трети фильма Дент говорит Гордону, что люди в его отделе не чисты на руку. Действительно, ближе к концу выясняется, что это детективы из отдела Гордона передали Дента и возлюбленную Бэтмена Рэйчел в руки Джокера. Но в промежутке между этими событиями произошло так много сюжетных поворотов, драк, погонь, диалогов и убийств, что зритель просто напросто не запоминает разговор комиссара и прокурора, который произошёл почти в начале фильма. Поэтому предательство этих людей и последующая месть Дента смотрится взятой из воздуха. То же самое касается и прозвища "Двуликий", на которое делается намёк в начале, но остаётся похороненным под грудой информации из последующих эпизодов.
Нельзя сказать, что в новом фильме про Бэтмена дела с этим обстоят намного лучше. Твист с дочерью Рас аль-Гула выглядит взятым из воздуха, однако намёки мимоходом даются("Кто-то нас предал!"). Хотя ружья про кафе и автопилот выстреливают просто прекрасно. Сам же Бэтмен в начале фильма показан старой умирающей развалиной. Единственное, что заставляет его хоть как-то взбодрится - это появление сексуальной Селины Кайл. В погоне за ней он выбирается из тени сначала как Брюс Уэйн, а затем и как Бэтмен. Его новый противник Бэйн был всем хорош на протяжении всего фильма, однако в конце его зачем-то сделали унылым пиздострадальцем. Или не пиздострадальцем? Но тогда как понимать фразу дочери Рас аль-Гула:"Его преступление было только в том, что он любил меня..." В каком смысле "любил"? Учитывая флэшбэк из тюрячки, то можно подумать всякое. Любил как женщину, или платонически, или как дочь, или как-то ещё?...И, если, по выражению Альфреда, Бэйном движет вера, то что это за вера, если в конце концов он оказался только послушным орудием в чужих руках. А так-то в образе "военного коммунизма по Бэйну" можно разглядеть и социологический месседж фильма:"Да, буржуазное общество исчерпало себя, но если дать власть напрямую в руки народа, то всё равно ничего хорошего из этого не выйдет".
Уже упоминавшаяся Селина Кайл aka Женщина-Кошка действительно классный персонаж, здесь она скорее антигерой. Радует неоднозначностью характера и привносит живость и новизну в депрессивный Готэм Нолана.
В целом третий фильм лучше второго, потому что в конце присутствует
катарсис. Все линии сюжета сходятся, все узелки распутываются и даже самые великие герои имеют право на простое человеческое счастье.
Несмотря на все мои придирки, фильм мне очень понравился, определённо, лучшее, что я видел в этом году.