Легко придумать зелёное солнце, гораздо сложнее выдумать мир, где он было бы естественным.
Дж.Р.Р.Толкин
В предверии нового прочтения Гензеля и Греты под названием "Охотники на ведьм" хотелось бы высказать своё мнение по поводу главного сказочного хита прошлого года.
Итак, тенденция, когда американские студии начинают экранизировать всё подряд, начиная от компьютерных игр и заканчивая газетными статьями достигла таки своего апогея. Теперь принялись и за сказки.
В отличие о боссов кинокомпаний я с детских лет знал,что из сказки кино никак не получится (мультипликацию я рассматривать здесь не буду). Из мифов - да, из исторических событий-да, а вот из сказки - никогда в жизни. Во-первых, сказка - вещь крайне корткая. Экранизировать сказку, всё равно что экранизировать байку старого охотника, рассказанную в лесу у костра. То есть, для повторного пересказа, для записи в блоге, для газетной заметки такие вещи ещё могут подойти, но уж никак не дя полнометражного фильма продолжительностью 2 часа. Во-вторых, сказки рассказывают об архетипах, а вовсе не о обычных людях. Драматургия сказки (скажем так, хотя никакой драматургии в сказках нет) строится на различных обобщениях и начисто лишена деталей и конкретики. Возвращаясь в детство, я бы сказал, что сказка о Коньке-Горбуньке вроде бы идеально подходит для экранизации. Там есть и спецэффекты(Рыба-Кит - это вообще шедевр!), и прикольный Конёк, который идеально бы подошёл бы на роль прикольного CGI-персонажа, но там нет героя. Т.е. дурак из сказки настолько "среднестатистичен", настолько лишён индвидуальности, настолько подходит к каждому "парню из народа", что рассказать о нём просто нечего. А если наделять его характером, углублять персонажа, раскрывать характер, то сама сказка развалится под тяжестью чуждого ей новоявленного Героя.
Именно все эти проблемы как раз и встречаются в "Белоснежке и охотнике" во всей красе. Т.е. с самого начала нам пытаются показать сказочный мир. На полном серьёзе показывают королевство Королевство, королеву Королеву, охотника Охотника и т.д. и т.п. При всём этом, все эти условности так и останутся условными до конца фильма. Разве что феменисток порадует несколько слезоточивых спичей Шарлиз Терон на тему тяжёлой женской доли. В остальном, не знаю, что бы сказал на это старик Юнг, но все персонажи истории представляют собой архетипы. А как можно сопереживать архетипу?
Актёры, кроме Терон не радуют абсолютно. Сколько бабла ей отвалили за роль в этой маловразумительной истории? Про Кирстен Стюарт я не хочу говорить резкостей. Просто скажу, что если бы её иначе гримировали, иначе снимали, иначе бы заставляли играть, может быть из неё и вышло бы что-нибудь путное, а так...По поводу Криса Хемсворта...Девчонкам он нравится, но я-то не девчонка, поэтому, Крис, не обессудь. В общем, главная претензия к Хемсворту это конечно его кретинская бородка, которая бесила ещё в "Торе". Потому что это не борода, а нечто среднее между бородой и щетиной. Выглядит как полный отстой. Крис, либо побрейся, либо отрасти бороду длиннее. Смотреть на это сил уже нет. Почему Шон Бин выглядит в том же типаже отлично, а Крис как идиот?
Остальные герои? А были остальные? Ах да, гномы с какой-то там драмой про то, что у них теперь стало всё плохо и кровавая гэбня их вынудила престпить черту. Одного убьют, они будут плясать, потом олень...В общем, наплевать.
Как вы уже догадались, фильм лишён какой-либо структуры и является просто набором скетчей по мотивам сказки. Количество тупизны и нескладух на минуту экранного времени со скоростью звука обгоняет "Прометей" и "Морской бой". Почему Белоснежку не убили с самого начала? Что это был за олень? В чём была фишка Белоснежки? Этого мы так никогда и не узнаем.
В общем, получив огромный бюджет и неограниченный простор для творчества, сценарист и режиссёр данного блокбастера не раскрыли ни своих героев, ни мир в котором те живут. Создатели фильма не смогли обустроить сказочную реальность, огромную, как квартира Сердюкова, и оставили множество недосказанностей, пустот, белых пятен и много чего такого, чего в кино быть не должно. Садитесь, два.