Тюрьма для невиновных
Общество
09.01.2008, 18:34 // Наталия Катриченко, газета «Новая»
Тюрьма для невиновных
В нашей стране могут лишить свободы даже без прямых доказательств совершения преступления. Явку с повинной у подозреваемого нередко просто «выбивают». Ключевой принцип правосудия в цивилизованных странах гласит: «Лучше оправдать виновного, чем осудить невинного». Увы, у нас все наоборот. Попав в жернова милицейской системы, оправдаться крайне сложно. В Украине правоохранительные органы работают на рейтинг. «Раскрыл» преступление - получил повышение!
Шесть лет за чужое преступление
- В 14 лет моего Яшу арестовали. Милиционеры пришли на урок английского и надели ему наручники, - сквозь слезы рассказывает мама Галина Попович. - Его обвинили в изнасиловании и убийстве 10-летней Яны, нашей родственницы.
23 сентября 2002 г. город Пологи Запорожской области облетела страшная новость - пропала Яна. На поиски девочки подняли всех. И милиция, и местные жители сутки искали девочку. Тогда Яша тоже всячески помогал в поисках. Это он предложил осмотреть место возле моста, где позднее обнаружили изуродованное тело школьницы. Факт того, что на место указал Яша, и стал зацепкой для правоохранительных органов. Кроме этого, у Яши не оказалось алиби.
- Все сразу же обернулось против Яши. Его начали вызывать на допросы без адвоката, родителей. Мы стояли в милиции под дверями, но нас не пускали, - вспоминает Галина Кирилловна. - Сначала Яша проходил по делу как свидетель, а потом - как подозреваемый. Иногда мы с отцом приходили с работы домой, а сына не было, только записка в дверях: «Я в мусарне... » Допрашивали ребенка порой до часу ночи!
Свой шестой Новый год Яков (внизу слева) встречает в тюрьме
16 октября Якова Поповича арестовали. Потом трое суток над ним издевались - «обрабатывали», чтоб он написал явку с повинной.
- Они закладывали ему ложки между пальцами и придавливали дверью. Руки держали в наручниках, сажали на стульчик рядом со стенкой, потом этот стул убирали, а Яша должен был продолжать сидеть на корточках, - говорит Галина Попович. - Все издевательства Яша описал в письмах в правозащитные организации.
«Я терпел, но когда поднесли дуло пистолета к глазам и сказали, если я все не возьму на себя, убьют родителей, я сдался и все подписал», - так отвечал он в зале суда на подписанную явку с повинной.
На 19 октября был назначен следственный эксперимент. Тогда Яков толком ничего не смог показать.
- Поймите, в 14 лет пацан - и морально, и физически - на такое не способен. Например, Яна весила примерно 50 кг. В документах говорилось, что ее убили в одном месте, а труп в коробке перенесли в другое. Однако когда Яшу привезли на воспроизведение, и в ящик насыпали песок, он не смог его поднять. Не говоря уже о том, чтобы пронести сотню метров, - вспоминает Галина Кирилловна.
24 июня 2004-го Якову вынесли приговор: 15 лет лишения свободы. Это был максимальный срок для несовершеннолетних.
- Впервые после ареста мы с отцом увидели сына только на следующий день. До этого нам не давали свидания, говорили, что во время следствия не положено. Мы с Яшей общались записками. «Мама, я не убийца! Я ее не трогал!», - постоянно писал сын. Виделись только в зале суда… Когда мы к нему зашли, Яша расплакался, обнял меня и отца и сказал: «Я трое суток ничего не ел! Надеялся, что выйду. Мам, пап, я не убийца!» И начал биться головой об стенку.
Якова посадили, но вскоре в Пологах снова обнаружили труп убитой девочки. Так в городе было совершено 8 аналогичных преступлений. Но правоохранительные органы почему-то их не связывали вместе. И только летом 2005-го, наконец-то, поймали настоящего преступника. Он погорел на том, что жертва осталась жива и смогла его описать. Так был составлен фоторобот. Милиция вышла на Сергея Ткача, бывшего эксперта-криминалиста. И на первых же допросах Ткач сознался в убийстве Яны и других девушек. По предварительным данным, за преступления пологовского маньяка в тюрьмах сидят 8 ни в чем не повинных людей.
- Самое странное то, что при экспертизе одежды и у нашего сына обнаружили два волокна с одежды жертв, и у Каира (Виталий Каир также сидит в тюрьме за убийство пологовского маньяка. - Авт.), - говорит отец Яши. - У обоих и в явке с повинной было написано: «Шел, помутнело в голове, не помню, что делал». Я уже и следователю, и прокурору говорил, что это сочинение на вольную тему на уровне ученика четвертого класса. Слово в слово! Нереально получается! Два разных человека, одному - 24 года, другому - 14, а текст - идентичен.
В декабре 2007 г. в Днепропетровском апелляционном суде начался суд по делу пологовского маньяка - 53-летнего Сергея Ткача. Его обвиняют в 80 случаях изнасилований и убийств. Сам подсудимый на допросах утверждал, что его жертвами стали, по меньшей мере, 100 человек, в основном девочки и девушки от 6 до 18 лет.
Сейчас Галина Кирилловна в третий раз собирается писать письма: Президенту, премьер-министру, главе Верховной Рады, Генеральному прокурору и Уполномоченному по правам человека. Она надеется, что Яшу скоро освободят, и он сможет начать жизнь заново. Вот строки из предновогоднего письма Яши: «Про дело я уже не спрашиваю. Честно сказать, даже неинтересно. Все равно ничего нового не будет. А если и будет, то не скоро. Но надеюсь, что этот Новый год буду встречать сам в последний раз».
«Еще умру тут, у вас в кабинете…»
Для 24-летнего киевлянина Юрия Мусеенкова роковым стало 30 апреля 2005 г. После работы он зашел в бар выпить пива. К нему подсел незнакомец. Они обменялись несколькими фразами, и каждый пошел своей дорогой. Вот только наутро того самого незнакомца нашли мертвым с ножевыми ранениями. Правоохранительные органы, прочесав район, выяснили, что накануне мужчину видели в баре с парнем. Был составлен фоторобот, и Юрия вскоре задержали.
Через 22 месяца адвокаты вытащили Юрия (слева) из тюрьмы
- Я им говорил, что не виноват. Но они начали меня бить. Дело в том, что еще в 1998 году мне сделали трепанацию черепа, и последствия, конечно, остались. И когда палкой мне разок дали по голове, я им сказал: «Хоть голову не трогайте... Еще умру тут, у вас в кабинете», - вспоминает Юрий. - А они, как будто специально, начали бить меня головой об стенку. Хватали за волосы и швыряли. Они довели меня до такого состояния, что пришлось подписать явку с повинной».
Тогда же Юрия заставили написать: «От услуг защитника отказываюсь. Буду защищать себя сам».
Но все же парню помог случай. От бывшего одноклассника о его деле узнал юрист Олег Веремеенко. Он взялся защищать Юрия.
- К сожалению, это типичная схема: полусирота или парень не совсем из благополучной семьи, без каких-либо хорошо стоящих друзей - находка для прокуратуры, которой надо избавиться от «висяка», - комментирует ситуацию Олег Веремеенко.
Сейчас адвокаты Юрия по ниточке пытаются распутать это дело. Они обратились к Уполномоченной по правам человека Нине Карпачевой. После того, как ее представители приехали в СИЗО и изъяли для изучения дело Мусеенкова, обнаружилось много нестыковок. Например, в дело были подшиты ксерокопии санкций на арест. Из них реальными оказались санкции на 5-ть месяцев. Все остальные были подделаны. Кроме этого, десятки станиц из дела просто-напросто вырезаны. Но самым грубым нарушением было то, что суд срок содержания после 7 октября 2005 г. Юрия не продлевал. Получается, Мосеенков находился в СИЗО почти 22 месяца. Из них свыше 14 месяцев без каких-либо юридических оснований.
- Я начал писать жалобы на начальника следственного изолятора, - рассказывает Юрий. - Но это ни к чему не приводило. Один раз меня вывели в оперчасть и побили так, что я не мог ходить. Я просил, чтобы ко мне привели врача, но в этом мне отказали. Несколько раз меня сажали в карцер. Если чем-то не понравился или много просил курить, могли сделать «дезинфекцию»: открывали «кормушку» и выливали полведра хлорки, и ведро воды… И делай что хочешь! Приходилось с себя снимать вещи и вымакивать. А это ж хлорка, она жжет! На самом деле, в таких условиях за полгода можно постареть лет на 10, - вздыхает парень.
В январе 2007 г. Днепровский районный суд постановил: «данное криминальное дело направить на дополнительное расследование в связи с грубыми нарушениями норм криминально-процессуального законодательства… Органами досудебного следствия нарушены сроки содержания обвиняемого Мосеенкова Ю. под стражей, а также грубо нарушено право на защиту обвиняемого». Ведь почти два месяца Юрию отказывали в праве на защиту.
Вот так дело Юрия Мусеенкова уже в четвертый раз направляют на дорасследование. И когда закончится весь этот «футбол», неизвестно. «Там вверху понимают, что дело шито белыми нитками, поэтому не хотят брать ответственность на себя. Судьи же не дураки!» - говорит адвокат. Радует только одно: сейчас Юра - на свободе с подпиской о невыезде.
Наши правоохранительные органы работают за «звездочки»
Эдуард Багиров, глава правления Международной правозащитной организации «Международная Лига защиты прав граждан Украины»:
- Раскрываемость преступлений нашими доблестными работниками правоохранительных органов удивляет полицейских всех стран мира феноменальной статистикой - 70% и более. Но это верхушка айсберга. А если посмотреть глубже, увидим, что они в своей практике используют методы, запрещенные законом. Я имею в виду пытки - физические и моральные. В результате люди, попавшие в жернова следствия (в качестве подозреваемых или обвиняемых), после процедуры пыток и издевательств признаются во всем, даже в том, чего не совершали. В итоге эти заявления, вытянутые признания ложатся в обвинительные заключения, а впоследствии - в приговор суда. Судьи же фактически не изучают дело, они просто штампуют приговоры по материалам предварительного следствия.
Мы подготовили обращение и к Генеральному прокурору, и к председателю Верховного Суда Украины, чтобы по вновь открывшимся обстоятельствам, по признаниям пологовского маньяка, было проведено дополнительное судебное следствие. А таких, как Яков, по делу Ткача, по нашей информации, - 8 человек. Они сейчас невинно сидят в тюрьмах, пишут во все инстанции и пытаются доказать свою невиновность. Но, освобождая невинных, придется наказать работников правоохранительных органов, которые пытали и незаконными методами добыли признание. Надо покарать дознавателей, следователей, прокурора и, в конце концов, судей, выносивших судебное решение. По каждому делу - минимум человек 15-20 сотрудников! Это если по справедливости. А на самом деле, все понимают, что наказан никто не будет. Наши правоохранительные органы работают за «звездочки»! А поломанные человеческие судьбы для них не имеют никакого значения!
http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/01/09/153459-15