Лев Спивак
написал это в ФБ еще с неделю назад, я тогда перепостил там, а тут забыл. Пусть будет.
====================
Не хотел ничего писать о происходящем. Вообще с субботы ничего не могу писать, ни неоконченный отчет о поездке, ни что-либо другое. Как и вся страна, нахожусь в состоянии шока от случившегося. Сплошной думскроллинг и попытка заниматься какими-то обыденными вещами - работа-дом - отключаясь от новостей. Но сегодня решил все же сохранить какие-то свои мысли в напечатанном виде. И пусть люди, владеющие языком лучше меня, уже написали много всего. Но это мои собственные мысли, которые я пишу прежде всего для себя.
Я бесконечно далек от поиска ответов на два вечных вопроса: кто виноват и что делать? Прежде всего, потому что не люблю дилетантов и диванных экспертов по абсолютно всему и еще чуть-чуть, которые тут же рвутся все объяснить, владея апломбом вместо информации. Так что не собираюсь им уподобляться. К тому же у меня действительно нет ответов. Поэтому только мысли.
Мы заигрались в своей песочнице. Судебная реформа, транспорт по субботам, тыквенный латте, коалиция с оппозицией … Вся эта шелуха и разборки, из-за которых наша страна бурлит и кипит вот уже сколько месяцев, как выяснилось, не стоят ничего. В бесконечных дрязгах по подобным вопросам мы забыли о главном. Нам на минутку показалось, что мы живем в цивилизованном спокойном месте вроде Западной Европы и можем себе позволить по уши погрязнуть в решение вот таких вот европейских проблем: больше или меньше демократии, судебная система и все такое, а других забот у нас больше нет. А все это время, когда мы жили в двадцать первом веке жизнью двадцать первого века, рядом с нами находилось средневековое хтоническое зло, которое копило силы и внезапно как гнойный нарыв выплеснулось наружу, затопив наши поселения, города и леса, лежащие рядом. В очередной раз подтвердив актуальность совета из старой истории: «Верьте тем, кто обещает вас убить».
Зло, беспримесное чистое зло притаилось совсем рядом за забором. По-другому это назвать я не могу. Конечно, мы слышали раньше и об Игиле, и о Сирии, и о Руанде с Боснией еще до того. Но все это было где-то там, в новостях, далеко. А у нас же не могло такого произойти! Ну постреляют ракетами, мы их посбиваем, у нас эффективный «Железный купол». Да, может пробраться урод и устроить теракт на улицах города. Но вероятность оказаться жертвой меньше, чем попасть в аварию. К сожалению, к подобным вещам мы давно привыкли, на моей памяти они происходят все 23 года, что я в Израиле. Масштаб же произошедшего у нас 7 октября потрясает настолько, что хочется проснуться как от дурного сна. Этот день навсегда останется в нашей памяти, как помним мы 22 июня, 11 сентября, 24 февраля… А в истории Израиля к Войне Судного дня добавится Война Симхат Тора, как ни дико смотрятся рядом эти два слова - «война» и «радость». Очень страшно, что эта война выпала на долю поколения наших детей.
Я не могу и не буду описывать все, что произошло. Лучше всего сказал об этом Паша Вигдорчик: «Я думал, что разминулся с Холокостом на несколько десятков лет, а оказалось - на несколько десятков километров» (Прости, Паша, я немного перефразировал). Людей хладнокровно убивали только за то, что они евреи. Молодых и старых, женщин и детей, левых и правых - неважно, кто ты, каких взглядов и возраста, вина твоя только в одном. Не буду называть убийц орками, зверьми или еще кем-то. К сожалению, это люди, хомо сапиенс. И Гитлер с Чикатило тоже были хомо сапиенс. Но люди откуда-то из другой цивилизации (хотя можно ли это назвать цивилизацией?), из другого времени (не зря же у них 14-й век) и другой реальности, не имеющие права находиться среди нас тут, в 21-м веке, среди человечества, мечтающего полететь на Марс и победить рак. Подобно раковой опухоли их надо искоренить на ноль, без всякого намека на последующие метастазы.
У нас очень маленькая страна. Уже сейчас, когда еще не названы все имена, у большинства есть как минимум знакомые знакомых среди погибших и захваченных в тот день. Список до сих пор растет. (Я пишу это 12 октября). Эта рана не заживет очень долго, боюсь, что никогда.
Кроме боли и ошеломления случившимся звиздецом доминирующие чувства - месть и ненависть. Я человек очень миролюбивый, но честно - не испытываю никакой жалости к населению Газы. Абсолютно не волнует, сколько их там погибнет. Никогда не думал, что такое напишу. Разумеется, я не радуюсь гибели женщин и детей. Мне просто безразлично. Кто-то может уйти в Египет. Кто-то спрятаться. У них есть немалый шанс уцелеть в отличие от жителей приграничных киббуцев и ребят на фестивале, такого шанса практически не имевших. Пусть спасаются, если смогут. Но вот конкретных исполнителей резни и их командиров казнил бы, наверное, собственноручно. Впрочем, бОльшая часть тех, кто проник на нашу территорию, уже получила свой кусочек нашей земли на полке холодильника одного из израильских моргов.
Сейчас наступил своего рода момент истины. Становится яснее видно, кто наши друзья, а кто наоборот. От кого слышны слова сочувствия и поддержки (и дела, конечно, тоже), а от кого злорадство и «озабоченность». Как на государственном, так и на личном уровне. К счастью, среди моих знакомых все на нашей стороне. Или молчат. Во всяком случае, я ничего другого не вижу. Хотя уже на уровне френдов френдов бывает всякое. Что ж, будем запоминать на будущее.
И еще. Я недавно писал о двух своих коллегах, которые постоянно и горячо спорят на политические темы. Сейчас оба в армии, один на севере, другой на юге, готовится войти в Газу. Какие тут теперь споры? Это общая беда и общая война дла спасения общей страны. Один из них верит в Бога, другой, как и я, нет. Но я прошу и молю ту высшую силу, если она есть, - пусть они вернутся живыми, здоровыми и с победой. И не только они, все наши мальчики и девочки, которые защищают нашу мирную жизнь. Друзья и ровесники моих детей, дети моих друзей и просто совершенно незнакомые мне ребята - наши. Простите, что скатился в пафос, но по-другому тут не скажешь.